Памятники древней культуры

1 июня 637 года на равнине вблизи Ал-Хиры, на юге современного Ирака, произошла историческая...
Линкольнский собор является третьим по величине храмом средневековой Англии. Надо отдать должное...
Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых...
Город Паган, древняя столица Бирмы, расположен в долине реки Иравади. Здесь, на широкой равнине,...
 “Наполовину храм Божий, наполовину крепость”. Так охарактеризовал Вальтер Скотт...

Случайная картинка

Церковь Спаса на Нередице

Вход в систему

Аахенский собор

В 768 году правителем объединенного Франкского государства стал Карл Великий. За время своего долгого и блестящего правления ему удалось объединить под своим скипетром почти все христианские народы Франции, Германии и Италии, и папа римский Лев III короновал его в качестве первого императора Священной Римской империи. С правлением Карла Великого связано оживление культурной жизни в Европе.

В это время во многих городах началось крупное строительство. Карл Великий питал особенную слабость к своему родовому поместью - пфальцу - в германском городке Аахене. Это поместье принадлежало еще его отцу, королю франков Пипину Короткому. Опираясь на небольшой кружок архитекторов, художников и просто образованных людей, сложившийся при его дворе, Карл Великий развернул в Аахене обширное строительство, которое при-звано было наглядно продемонстрировать могущество Священной Римской империи. Карл Великий намеревался устроить в своей аахенской резиденции “новый Рим”. Через пять лет после коронации Карла, в 805 году, была освящена Дворцовая капелла в Аахене, строительство которой началось в 798 году. В свое время она считалась одним из прекраснейших зданий Европы. Строителем капеллы хроники называют зодчего Одо из Меца. Однако, вполне очевидно, что зодчим руководил мастер Эйн-хард - блестящий знаток античного искусства, советник и личный биограф Карла Великого.

Несмотря на позднейшие перестройки, капелла в основном сохранила свой первоначальный облик. Здание представляет собой шестнадцатигранник, в который вписан восьмиугольный в плане внутренний зал. Капелла отличается массивными сводами, ее потолок украшают многочисленные мозаики. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. При Карле Великом в Аахенскую капеллу были перевезены из Равенны мраморные колонны и облицовочные материалы из разрушенного дворца готского короля Теодориха. В Аахенской капелле впервые в европейском зодчестве выражена идея государственности, суровой власти, силы. Здесь находилось тронное помещение, хранились важнейшие государственные и церковные реликвии. Император Карл Великий скончался в 814 году и был похоронен в Аахенской капелле. Мраморная усыпальница с его мощами находится здесь и по сей день. А череп императора был вмонтирован в золотой бюст Карла Великого, который хранится в сокровищнице нынешнего Аахенского собора. С IX века Аахенская капелла стала кафедральным собором общегосударственного значения. Здесь с 936 по 1531 год короновались все германские императоры. Такое повышение статуса не замедлило сказаться на внешнем облике собора: он начал интенсивно обстраиваться и разрастаться. С западной стороны была пристроена высокая, очень изящная и одновременно монументальная башня, а первоначальная шатровая крыша капеллы была заменена высоким ребристым куполом диаметром 14 метров, увенчанным фонарем.

Позднее, в XIV веке к восьмиугольному объему капеллы был пристроен обширный готический хор, укрепленный мощными контрфорсами. Подобно другим соборам средневековой Европы, вокруг хора выросло множество небольших капелл-часовен. Так постепенно сложился нынешний облик Аахенского кафедрального собора. Бронзовые двери главного портала, известные под названием “Волчьи ворота”, изготовлены около 800 года. Ручки дверей отлиты в виде львиных голов. Интерьер древней капеллы Карла Великого, ныне центральной части Аахенского собора, напоминает собой византийскую церковь Сан-Витале в Равенне (Италия). Купол и стены капеллы покрывают мозаики, выполненные на золотом фоне, свет в нее проникает через невысокие полукруглые окна, расположенные под самым куполом. В 1180-е годы, при императоре Фридрихе Барбароссе, к потолку капеллы подвесили большое паникадило, разрушив при этом часть мозаик. Существующие мозаики купола в основном относятся уже к 1870-м годам. После полумрака капеллы хор собора поражает обилием света. Тринадцать огромных стрельчатых окон высотой в 25 метров заливают пространство хора всеми цветами радуги: в окна вставлены многоцветные витражи. Существующие витражи поздние, они относятся уже к XX веку. Хор Аахенского собора украшают знаменитый Золотой алтарь и бронзовая, щедро позолоченная и инкрустированная слоновой костью кафедра - дар императора Генриха III. Скульптурное убранство собора небогато, и в нем особенно выделяются скульптуры апостолов и статуя Мадонны. Здесь же находится беломраморный “трон Карла Великого”, на котором короновались германские императоры. Главная реликвия собора - дароносица-реликварий Богоматери. Каждые семь лет в Аахене устраиваются особые торжества, посвященные этой реликвии.

zzz