Памятники древней культуры

В XIII столетии перед горожанами Кёльна, одного из самых богатых и могущественных городов “...
Мцхета - древняя столица Грузии, расположенная в долине Картли, в месте слияния двух главных рек...
Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался на Руси как покровитель русских...
 Киево-Печерская лавра, одна из величайших святынь православия, была основана в середине XI...
25 декабря 1812 года, когда последние солдаты наполеоновских войск переходили по льду Неман,...

Случайная картинка

Храм Тосёгу

Вход в систему

Амьенский собор

Амьен - главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, расположенный на реке Сомма. В центре города возвышается огромный собор - самая большая готическая постройка во Франции.

В 1218 году пожаром, вызванном ударом молнии, был уничтожен существовавший здесь собор романской архитектуры.

А первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 году при епископе Арну де ля Пьере (он скончался в 1247 году и был погребен в центральной капелле собора). Строителями Амьенекого собора были Робер де Люзарш, а затем Тома де Кормом и его сын Рено де Кормон За основу проекта строители приняли собор в Шартре, несколько видоизменив проект Камень для постройки храма, твердый песчаник сероватого цвета, доставляли из каменоломен в окрестностях Амьена Строительство Амьенского собора было в основном завершено к 1288 году, но его продолжали достраивать и в XIV веке. Согласно первоначальному плану, башни собора должны были быть в два раза шире и гораздо выше существующих, но строители решили остановиться, возведя башни только до половины высоты они почти не поднимаются над кровлей собора, отчего возникает ощущение дисгармонии. В 1366 году было начато сооружение шатра над южной башней. Северная башня была достроена только в начале XV века. Разные по высоте и рисунку башни делают фасад собора чрезвычайно живописным Амьенский собор впечатляет своими размерами. Его длина составляет 145 метров, максимальная ширина - 59 метров, высота сводов центрального нефа достигает 42,5 метров, ширина центрального нефа - 14,5 метров, общая площадь здания составляет 7800 квадратных метров. После завершения строительства собор мог вмещать в себя все население Амьена, составлявшее тогда около десяти тысяч человек. Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил выдающийся скульптор.

Ему удалось подчинить единому замыслу всех участников работ, большую артель мастеров-каменотесов. Издали Амьенский собор напоминает драгоценный ларец. Скульптура, рельефы, резной орнамент покрывают его фасады. Главный, западный фасад, отличается особым богатством убранства. Три пышно украшенных портала обозначают первый ярус здания. В центре фасада, над главными вратами, расположена статуя Христа, попирающего льва и химеру - символы смерти. Входы в собор обрамляют фигуры апостолов и святых, а наличники - сидящие фигуры химер. Второй и третий ярус украшен нарядными аркадами - их называют “ажурной галереей”, на четвертом находится традиционная “Галерея Королей”. Скульптурные украшения трех порталов собора посвящены трем темам: Страшному суду, Деве Марии и местночтимому святому - первому епископу города Фирмену, после канонизации ставшему покровителем Амьена. Статуи, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224-1230 годах. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура “Золотая Мадонна”, относящаяся к середине XIII века. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта великолепная скульптура послужила образцом для многих последующих построек Франции и Европы. Амьенский собор принято сравнивать с древнегреческим Парфеноном. Это не совсем верно - в соборе Амьена нет полной гармонии, отличающей великий храм Древней Греции. Но богатейшая и высокохудожественная отделка фасадов, действительно, ставит Амьенский собор в один ряд с выдающимися произведениями мирового зодчества. В нем ярче и лучше всего воплотился стиль готики. После прихотливого резного убранства фасадов внутри собора ожидаешь увидеть нечто необыкновенное. Но стены храма почти лишены убранства - их опоясывает только рельефная гирлянда. Внутреннее пространство храма почти пополам делится широким трансептом. Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 метров создает в храме впечатление свободного пространства, заполненного только воздухом и светом. Во многом это ощущение достигается за счет больших размеров здания, но еще больше - из-за отсутствия традиционных витражей. Один из французских историков искусства даже сказал, что “в Амьенском соборе не жалеешь о том, что он утратил все свои витражи, ибо глаз беспрепятственно скользит по освещенной поверхности камня, любуясь красотой линий”. Свои витражи Амьенский собор, действительно, утратил полностью: в XVIII веке, в годы французской революции, революционные граждане переколотили их камнями. Хорошо еще, что части влиятельных горожан Амьена удалось остановить погром, и благодаря этому ущерб собору был нанесен минимальный, в сравнении с тем, что натворили революционеры, скажем, в соборе Парижской Богоматери. Сохранились в Амьенском соборе деревянные скамьи для молящихся, изготовленные в начале XVI столетия. Скамьи покрыты рельефами на темы Ветхого Завета и рельефами, изображающими исто-рико-бытовые сценки.

Всего здесь изображено около 4500 фигур. Традиционные окна-розы в Амьенском соборе выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон. И “роза”, и стрельчатые окна высотой в 12 метров, раньше были застеклены многоцветными витражами. Поэтому высокие своды собора казались затененными и как бы покоились на стенах, излучавших неяркий переливчатый свет. Мягкое освещение падало то с одной, то с другой стороны - в зависимости от времени дня. А самой светлой частью в соборе был алтарь, освещаемый высокими стрельчатыми окнами апсиды. Такое умелое распределение света, характерное вообще для готических соборов Франции, создавало особое возвышенное настроение у молящихся. Но для того, чтобы правильно распределить эти потоки света, нужно было быть незаурядным мастером. В годы Первой мировой войны Амьенский собор оказался в непосредственной близости от линии фронта, и несколько раз в него попадали шальные и прицельно вы-пущенные снаряды. Однако, благодаря тому что горожане обложили фасады собора мешками с песком, серьезных разрушений удалось избежать. Амьенский собор оказал большое влияние на зодчих, возводивших в последующие времена готические постройки в других областях Франции.

zzz