Мекка - духовный центр ислама. Здесь на территории мечети Харам Бейт-Уллах, находится всемирно изв...
Корона Испании и свет всего мира” - так когда-то называли Толедо, древнюю столицу Испании....
После распада на рубеже VII-VIII...
Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I...

Случайная картинка

Храм Василия Блаженого

Вход в систему

Ангкор Ват

Сегодня, глядя на громадные башни Ангкора, трудно представить себе, что это грандиозное сооружение несколько столетий было скрыто от человеческих глаз не-проходимыми джунглями. И только полтора века назад началась новая жизнь Ангкора.

О том, что в джунглях северо-запада Камбоджи скрываются остатки гигантских каменных сооружений, в Европе впервые узнали от испанского миссионера Марсело Рибандейро. В 1601 году, блуждая в джунглях близ озера Тонлесап, он неожиданно натолкнулся на развалины огромного древнего храма.

Но ведь традиции кхмеров не позволяли строить каменные здания! В поисках ответа на загадку Рибандейро обратился к местным жителям и королевским чиновникам Они знали о циклопических постройках в глубине джунглей, но объяснить их происхождение не могли, зато рассказали миссионеру множество легенд и преданий. Все это только укрепило Рибандейро во мнении, что увиденные им постройки принадлежат цивилизации, не имеющей никакого отношения к кхмерам. В своей книге о путешествиях по странам Юго-Восточной Азии Рибандейро писал: “Есть в Камбодже руины древнего города, который, по мнению некоторых, был построен римлянами или Александром Македонским. Примеча- тельно, что никто из туземцев не может жить в этих руинах и они служат прибежищем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город должен быть восстановлен чужеземным народом”. Открытие Рибандейро сенсации в Европе не вызвало, и о его находке вспомнили только два с половиной столетия спустя, после выхода в свет в 1868 году книги французского путешественника Анри Муо “Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области Центрального Индокитая”. ...Углубившись в джунгли в нескольких километрах от города Сиемреап, Муо неожиданно заблудился. Несколько дней без пищи, страдая от приступов малярии, он бродил в бесконечных лесных дебрях, пытаясь найти обратную дорогу. И, когда уже начали таять последние надежды, лес неожиданно расступился и Муо вышел на широкую, залитую солнечным светом поляну... В первое мгновение Муо подумал, что у него от долгих скитаний начались галлюцинации: прямо перед ним, подсвеченные розовыми лучами заходящего солнца, возвышались над бескрайними джунглями три стройные башни, напоминавшие бутоны лотоса. Их стройные, изящные силуэты отчетливо вырисовывались на фоне закатного неба. И только, когда его ладонь коснулась шероховатого прохладного камня, Муо поверил в реальность этой внезапно выросшей из лесных зарослей каменной сказки. Так 22 января 1861 года был открыт Ангкор Ват - крупнейший в мире храм, именем которого впоследствии была названа целая эпоха в истории Камбоджи - эпоха ангкорской цивилизации. Пять золотых башен Ангкора тали символом Камбоджи и украшают государственный герб и флаг страны. Основателем Ангкорской империи и родоначальником династии ангкорских царей был король камбоджийского государства Ченла Джайяварман II, основавший около 850 года близ озера Тонлесап свою столицу Амарендрапура А его преемник, король Сурьяварман II (1113-1150) воздвиг огромный храм Ангкор Ват. Датой окончания строительства храма иногда называют 1150 год. Ангкор Ват расположен на северо-западе Камбоджи, в нескольких километрах к северу от города Сиемреап. Храм посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого короля Сурьявармана II. В Ангкорском королевстве бытовал культ Вишнураджи, в котором объектом поклонения стал сам король: древние кхмеры считали его земным воплощением Вишну. А храм Ангкор Ват являлся символом небесного дворца, в котором пребывает дух правителей страны. О возникновении Ангкора рассказывает легенда, приведенная в одной из старинных хроник. У одного великого государя был сын Преа Кет Меалеа, что означает “божественное сияние”. Он был красив и обладал многими другими совершенствами. Бог Индра, восседающий на горе Меру, узнав о великих достоинствах юноши, спустился на землю и пригласил принца к себе. Жилище бога очень понравилось Преа Кет Меалеа, все здесь умиляло и радовало его. Особенно понравился ему дворец, над которым возвышались пять ажурных башен с золотыми верхушками. Принц полюбился Индре, и Преа Кет Меалеа жил, наслаждаясь неземной красотой и покоем. Но против него начали роптать тевода - божественные танцовщицы: ПРИНЦ, явившийся из мира людей, был частичкой чело-ечества с его исканиями, тревогами, беспокойством, отами и соблазнами. Этот дух тревожил и манил небожительниц, смущал их покой. Они сказали Индре: “Отправь принца на землю - с его появлением слишком волнующий нас земной дух появился на небе, не можем его больше спокойно переносить”. Индра понял их.

Сохраненяя спокойствия в своем небесном чертоге он предложил принцу вернуться на землю Но, видя, как трудно принцу расстаться с полюбившимся ему прекрасным дворцом, Индра пообещал построить ему такой же на земле Строительство дворца Индра поручил божественному зодчему Преа Пушнуку,”чья сила и ученость были бесконечны”. А место для строительства указал священный бык Нандин. Пушнук собрал мастеров из всех стран и от всех народов. Выкорчевав могучие деревья, выровняв площадку, строители начали возводить сказочный дворец.

“Так боги в лице Преа Пушнука возвели Ангкор Ват”, - завершает летописец. Храм Ангкор Ват является центром огромного комплекса, занимающего площадь около 260 квадратных километров, где стоят еще около 200 храмов. Внешний облик Ангкора символизирует священную гору Меру в индийской мифологии – “центр Вселенной и местожительство богов” Храм окружал ров 200-метровой ширины. Сохра-нившийся, но сильно заросший, в сезон дождей этот ров заполняется водой, и тогда пятибашенный храм, окруженный сполшным зеркалом воды, выглядит “горой Меру в окружении вод мирового океана” - именно так, как и задумывали древние зодчие. Огромный трехступенчатый храм с остроконечными башнями - это чудо симметрии. Можно только удивляться, как удачно при такой строгости геометрических форм здесь скомпонованы строительные материалы и пространство. И это при том, что кхмерские зодчие не знали элементарных законов строительства, их строительная техника была весьма неразвитой, и специалисты долго не могли понять, почему Ангкор стоит и не разрушается - ведь его строители не знали законов равновесия! Но в результате впечатление от храма таково, что просто захватывает дух. Внешняя стена храма окружает территорию в 1,95 129 квадратных километра. Посетитель входит в храм через главный портал этой стены и сразу охватывает взглядом все сооружение, которое возвышается на трех стоящих друг друге террасах. При этом первая терраса поднята над землей на 3,5 метра, вторая - на 7, а третья - на 13 метров. Тем самым достигается “эффект роста” - храм зримо растет на глазах приближающегося зрителя. Каждая из террас по периметру окружена галереями, крытыми двускатными крышами. Нижняя терраса представляет собой квадрат со сторонами 180x180 метров, средней - 100x115 метров, верхняя - 75x75 метров. На этой верхней террасе установлены пять устремленных в высоту башен - четыре по углам и одна в центре. Но так как фасад сооружения обращен строго на запад, а дороги к храму ведут с востока, запада и юга, то путешественник, с какой бы стороны он не подходил к Ангкору, всегда видит только три башни. Высота главной, центральной башни составляет 65 метров Весь комплекс окружен широким прямоугольником колонн, за которым стоит довольно высокая каменная ограда - 800 на 1025 метров. Подсчитано, что на постройку Ангкор Вата пошло столько же камней, сколько на пирамиду фараона Хефрена в Древнем Египте. Если же учесть, что в Ангкоре вся эта масса камня была не просто сложена в кучу, а тщательно обработана и покрыта произведениями искусства, то труд, который был затрачен на это в течение всего лишь одного царствования, покажется еще более впечатляющим. Ангкор Ват покрыт удивительной по совершенству и многообразию сюжетов резьбой. Площадь, занятая каменными изображениями, огромна: одна лишь галерея первой террасы представляет собой череду рельефов, которые тянутся более чем на километр, имея при этом высотой около двух метров. Общая площадь скульптурных работ Ангкоре составляет более двух тысяч квадратных метров - ничего подобного в мире больше нет.

 При это каждая скульптура, каждый рельеф представляют собой произведение искусства. Рельефы Ангкора часто сравнивают с живописью Италии эпохи Ренессанса Сцены из индийской мифологии и исторические персонажи из прошлого кхмеров, высеченные в камне, кажутся резьбой по дереву. Впрочем, светлый песчаник, из которого высечены изображения, почти так же легко поддается резцу, как и дерево. Стены, покрытые сложнейшими рельефами, достигают протяженности в сотни метров, “кадр за кадром” раскрывая образы “Рамаяны и “Махабхараты”: герои поражают чудовищ, боги и богини с роскошными формами слились в объятиях. Искусный орнамент, составленный из переплетения листьев и цветов лотоса, покрывает галереи и переходы храма. Одна из самых знаменитых и чаще всего встречающихся здесь фигур - апсара, у индуистов - небесная богиня-танцовщица. Кхмеры называли этих богинь тевода. Их здесь тысячи, при этом ни одна из них не похожа на другую. На губах у каждой тевода играет пленительная улыбка, но выражение лица непроницаемо, и это заставляет вспомнить знаменитую улыбку Джоконды Освобожденный из плена джунглей, Ангкор Ват стал объектом восхищения тысяч туристов и предметом самого пристального изучения специалистов со всего мира Величайшая драгоценность Камбоджи, Ангкор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но вскоре его связь с миром прервалась - над Камбоджей опустилась мгла... Во время начавшейся войны, в 1973 году, Ангкор Ват была вынуждена покинуть последняя группа французских археологов, осуществлявшая научные наблюдения за храмом. Весь храмовый ансамбль превратился в убежище для полпотовцев – “красных кхмеров”. Сегодня на стенах храма видны следы от пуль... Захватив власть в стране, полпотовцы, духовные наследники Мао Дзедуна, уничтожили несколько миллионов людей в своих попытках построить в Камбодже собор. Они не оставили в стороне и Ангкор - согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозного дурмана (как все знакомо!). Многочисленные скульптуры Ангкора, изображающие богов, были обезглавлены и изуродованы... Однако великий храм, к счастью, уцелел, и второе возвращение Ангкора человечеству состоялось. Но только теперь, по прошествии двух десятилетий, в Ангкоре начались реставрационные работы.

zzz