Мцхета - древняя столица Грузии, расположенная в долине Картли, в месте слияния двух главных рек...
Справа от храма Кукулькана возвышается громада Храма воинов. Окружающие его ряды узорчатых колонн...
В XIII столетии перед горожанами Кёльна, одного из самых богатых и могущественных городов “...
Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее...
Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника...

Случайная картинка

Архангельский собор в Москве

Вход в систему

Байон

Байон, второй по величине храм Камбоджи, находится неподалеку от Ангкор Вата, среди руин города Ангкор Тхом - столицы древней Камбоджи. Строительство Байона относится ко временам короля Джаявармана VII (середина XII века), которому удалось вывести страну из затяжного кризиса и изгнать вторгшихся в Камбоджу врагов, а затем перенести войну на территорию противника.

Во время нашествия на кхмерскую землю соседнего народа чамов королевская столица была полностью разрушена и разграблена. Джаяварман VII предпринял большие усилия по восстановлению пострадавшего в результате военных действий города. Впервые в истории Камбоджи столица была окружена каменной стеной протяженностью 3x3 километра. А главными постройками короля Джаявармана стали королевский дворец и великий храм Байон. Байон находится в самом центре древней столицы Ангкор Тхом. Это огромный, хотя и меньших масштабов, чем Ангкор Ват, храм-гора. На первый взгляд кажется, что это скала созданная самой природой, но затем глаз начинает замечать в этом титаническом нагромождении глыб вырастающие то тут, то там огромные каменные головы, равнодушно взирающие с разной высоты на все стороны света и завораживающие своей необычностью. Байон называют каменным чудом, окаменевшим фантастическим видением. По своим размерам Байон значительно меньше Ангкор Вата. Площадь храма составляет 600x600 метров. Его стерегут могучие каменные львы с устрашающе разинутыми пастями. Храм был посвящен Будде, и подобно другим буддийским постройкам, он состоит из поставленных друг на друга уменьшающихся террас. В Байоне таких террас три. Нижнюю террасу окружает каменная галерея, некогда крытая, но ее своды давным-давно рухнули. Остались только столбы и фантастические по красоте, размаху и правдоподобию изображений рельефы, сплошным ковром покрывающие стену галереи. Галерея, окружающая храм, имеет длину 160 метров, ширину - 140 метров. На всем протяжении она украшена рельефами со сценами из народной жизни в нестилизованной, реалистической манере. Обычно это сцены из повседневной камбоджийской жизни: люди, звери, растения, сменяющие друг друга. Общий характер рельефа эпический, с обилием реалистических деталей. Помимо сцен из народной жизни здесь изображены исторические события, эпизоды, прославляющие царя Джаявармана и его военные походы. Здесь же можно видеть портреты царя, относящиеся к числу самых замечательных скульптур Камбоджи того времени. Вокруг второй террасы проходит такая же галерея, но тематика ее сюжетов уже религиозно-мифологическая. Над третьим ярусом возвышается массивная центральная башня высотой 43 метра. Основание этой башни не круглое, а овальное. Это очень необычно для сооружений подобного рода. Центральная башня Байона символизирует мировую гору, центр мироздания. В центре башни некогда находилось огромное каменное изваяние Будды высотой 4,75 метра. Эта статуя была безжалостно разбита иконоборцами еще в средние века. До наших дней уцелели только ее разбросанные по территории храма фрагменты. Совершенно неповторимой особенностью Байона являются пятьдесят две башни меньшего размера, окружающие центральную башню. Из-за выветривания и разрушений эти башни издалека напоминают скалы. Собственно, они и были призваны символизировать стену из скал, которая, по древним верованиям кхмеров, окружает Вселенную. Нигде в мире нет ничего равного башням Байона. Каждая из них увенчана четырьмя огромными, обращенными на все четыре стороны света человеческими ликами. Всего155  x двести восемь. Высота ликов на башнях Байона - око-двух метров. Вероятно, что это изображение Авалоки-швары  бодхисатвы, которого особенно чтил король Джаяварман, воплощение мудрости, доброты и сострадания. Однако французский ученый Поль Мюс выдвинул гипотезу, что четыре лика башнях Байона символизируют королевскую власть Джаявармана VII, распространяющуюся во все четыре стороны света. Каждая из пятидесяти двух башен соответствует одной из провинций средневековой Камбоджи, а центральная башня Байона символизирует самого короля Джаявармана. Тысячи барельефов, высеченных на стенах Байона, представляют собой развернутую картину жизни средневековой Камбоджи. Рельефы Байона являются очень важным историческим документом, они в деталях рассказывают об орудиях труда, оружии, утвари, костюмах и головных уборах камбоджийцев XII века. В сценах байонских рельефов нашли все стороны жизни тогдашней Камбоджи: сельский труд, рыбная ловля, охота, торговля, развлечения, состязания, повседневный быт.

Множество сцен посвящено борьбе камбоджийцев с чамами: воины в сопровождении боевых слонов отправляются в поход, пробираются через джунгли, отражают нападения врага. Упавших в реку раненых пожирают крокодилы и огромные рыбины. После смерти короля Джаявармана VII в Камбодже больше не было построено ни одного храма, хотя бы отчасти сопоставимого с Байоном. А короткая эпоха расцвета камбоджийского средневекового искусства, связанная с правлением Джаявармана, вошла в историю под названием “эпоха Байона”.

Пагода Тхат Луанг - национальная гордость Лаоса. Ее история уходит своими корнями в далекую древность, и основание Тхат Луанга лаосцы относят аж к IV веку до нашей эры. По преданию, начало Тхат Луангу положили пять индийских мудрецов, пришедших на берега Меконга почтить лаосского короля Бурихана, только что основавшего свою новую столицу Шантабури. Эти пять мудрецов принесли с собой и подарили королю

драгоценную реликвию - статую будды. Реликвию замуровали в специально построенной для нее в 236 году буддийской эры семиметровой ступе названной Тхат. Так началась история Тхат Луанга. Постепенно вокруг главной ступы сложился целый ансамбль буддийских построек. А свой современный вид Тхат Луанг окончательно приобрел к 1566 году, когда по приказу короля Сеттхатирата здесь был построен монумент Шпиль Мироздания - Локашуламани. Он символизировал гору Меру - центр мира в буддизме и индуизме. Голландский путешественник Геррит ван Вустхофф, побывавший в Лаосе в 1641 году, так описывал это сооружение: “Около четырех пополудни голландский посол был препровожден на аудиенцию в огромный квадратный двор, обнесенный стеной с амбразурами и боевыми нишами. В середине поднималась огромнейшая пирамида, верхушку которой покрывали золотые пластины общим весом в тысячу фунтов. Монумент этот почитается священным, и все лаосцы заявляются к нему с великими почестями”. В XVI веке, при короле Сеттхатирате, начался расцвет классической архитектуры Лаоса. Лаосские скульпторы, резчики, строители создавали непревзойденные произведения национального искусства. Созданный ими Тхат Лу-анг поражал знатоков из соседних стран совершенством форм и изяществом культовых предметов. На протяжении нескольких столетий Тхат Луанг являлся и интеллектуальным центром буддизма в Индокитае, где учились монахи (бигкху) из Сиама и Камбоджи. А потом для Лаоса настали черные дни. Страна подвергалась непрерывным нападениям сиамцев, и все без исключения старинные пагоды столицы Лаоса - Вьентьяна. как теперь назывался бывший Шантабури, были разграблены и до основания разрушены. Но Тхат Луангу повезло - расположенный за пределами городских стен, он уцелел от разгрома. В 1873 году вторгшиеся в Лаос из китайской провинции Юньнань войска местных богдыханов, известные под названием “черных флагов”,  подошли  к Вьентьяну и привлеченные слухами о спрятанных в стенах Тхат Луанга сокровищах, стали расстреливать древние ступы и стены из орудий. Слухи о замурованных сокровищах Тхат Луанга нашли свое подтверждение в 1896 году, когда ударом молнии была разрушена одна из боковых пирамид монумента. Среди обломков старинной кладки тогда были обнаружены несколько золотых и серебряных предметов: слитки конической формы и граненые, два золотых листа размером 0,5x0,5 метра, покрытых надписями. Способ начертания надписей соответствовал тому, который применялся в Лаосе в XVI веке. В 1929 году Тхат Луанг впервые был отреставрирован. Работы по реставрации проводили французские инженеры, и результат оказался неудачным: центральная ступа была испорчена. Французы сделали ее неестественно угловатой и спрямленной в духе европейских обелисков и “колонн славы”. Знатоки буддийских канонов были возмущены, и ступу пришлось переделывать заново. В 1935 году Тхат Луанг приобрел первоначальные формы.

Во времена французской колонизации Индокитая Вьентьян стал местом пребывания верховного резидента Франции в Лаосе. Началась перепланировка города, в результате которой потребовалось переориентировать главный вход в ограду храма. Тхат Луанг - это прежде всего памятник предкам, поэтому ворота в него находились с западной стороны - по буддийским представлениям, на запад, туда, где заходит солнце, уходят и души умерших. После перепланировки, вопреки традиции, главный вход в храм был устроен с восточной стороны. В 1974 году Тхат Луанг снова реставрировался, и снова неудачно: японская фирма, подрядившаяся золотить центральную ступу, попыталась сэкономить на материалах, и в результате оттенок покрытия оказался не таким, каким ожидалось. Ступу пришлось золотить повторно. Тхат Луанг окружает четырехугольная квадратная ограда 139  x 85 метров. В середине каждой из четырех стен ограды устроены ворота-павильоны, через которые посетители попадают внутрь комплекса. У восточного входа на территории храма находятся две покрытые древними надписями стелы, посвященные королю Сеттхатирату, создателю Тхат Луанга. Комплекс Тхат Луанга, как и большинство буддийских храмов, является ступенчатым сооружением. Монументальная главная ступа покоится на широкой террасе, служащей основанием для всего комплекса. Терраса окружена стеной двухметровой высоты со вделанными в нее “ховай” - крохотными кельями для приношений и молитв. У восточной части террасы расположен маленький храм Тхат Ситхаммасок, где стоит позолоченная бронзовая статуя Будды и постоянно курится дым жертвенных благовоний. На мощном нижнем цоколе, покрытом каменной резьбой, находится вторая терраса, меньших размеров. Ее окружают 30 маленьких позолоченных ступ - "тхаты самоусовершенствования". А над ними на высоту 45 метров в ярко-синее небо вздымается изящный, сверкающий золотом Локашуламани - Шпиль Мироздания, центральная ступа комплекса, где-то в недрах которой до сих пор, как говорят хранится замурованный волос Будды. Ежегодно в тринадцатый день двенадцатого лунного месяца (обычно это ноябрь) на площади перед Тхат Луан-гом устраиваются традиционные празднества, на которые раньше неизменно прибывал король со своей многочисленной свитой. Главным элементом празднеств является игра тикхи. Игроки используют деревянный мяч и клюшки. Раньше в тикхи играли верхом на лошадях, а в последнее время - пешком. И в этот день снова и снова, как и сотни лет назад, к стенам Тхат Луанга стекаются тысячи людей. Народ без традиций - как птица без перьев, считают лаосцы...

zzz