Памятники древней культуры

После завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие...
Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства являются комплекс пещерных...
Во времена правления великого князя Всеволода Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество...
 Издалека силуэт 22-главой Преображенской церкви почти невозможно отличить от высоких...
В 711 году воины арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу....

Случайная картинка

Архангельский собор в Москве

Вход в систему

Бамбергский собор

Немецкий город Бамберг, расположенный на севере Баварии, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как образец сохранившегося до наших дней типичного средневекового города Европы. В центре его возвышается монументальный Бамбергский собор - выдающееся произведение немецкой архитектуры.

Возведенный на высоком холме, увенчанный четырьмя стройными островерхими башнями, он господствует над Бамбергом и окрестностями.

Бамберг издавна являлся епископской кафедрой. Бамбергские епископы были весьма влиятельны в средневековой Германии, чеканили собственную монету, и к их мнению прислушивались при дворе императора. Существующий кафедральный собор в Бамберге был построен на месте сгоревшей в 1185 году церкви, которая, в свою очередь, сменила более древний собор, сооруженный в 539 1004 году императором Генрихом II Нынешнее здание Бамбергского собора строилось в 1185-1237 годах, а отдельные его части достраивались в течении всего XIII века. План собора, возведенного на старом фундаменте - романский, он повторяет форму первоначальной постройки XI столетия, но сам собор - ранне готический По углам здания возвышаются четыре высокие башни. Их об-лик, вероятно, навеян башнями собора в Лане (Франция). Гладкая поверхность стен скромно украшена аркатурны-ми поясками. Суровость крепостного облика храма несколько смягчается благодаря многочисленным окнам и нарядным порталам. Центральный портал собора – “Княжеский портал” - обрамляют весьма редкие для Германии той поры скульптурные работы, относящиеся к XII веку и еще довольно архаичные - ведь расцвет скульптуры Бамбергского собора только-только начинался...

Широко известные скульптуры Бамбергского собора благодаря искусству средневековых мастеров приобрели самостоятельное значение, и само здание собора сегодня выглядит просто футляром для них, своеобразным музеем камнерезного искусства. В скульптурах Бамберга чувствуется французское влияние, но тем не менее местные мастера создали совершенно оригинальные произведения Появление скульптурного убранства Бамбергского собора относится к первой трети XIII столетия, когда около 1230 года в Бамберге появился приехавший из Реймса безымянный строитель и скульптор, возглавивший местную скульптурную мастерскую, в которой к тому времени уже работало несколько ярких художников. Под руководством мастера из Реймса ими было выполнено основное скульптурное убранство Бамбергского собора, в частности, статуи “Портала Адама” (“Адамовых врат”) на западном фасаде. Здесь изображены император Генрих II - основатель храма, его жена Кунигунда, а также апостол Петр и... нагие Адам и Ева - ничего подобного западно-европейское средневековое искусство до сих пор не знало. Это первое изображение обнаженного человеческого тела в скульптуре Западной Европы. На фасадах собора можно видеть также монументальные статуи быков - символ труда. Георгиевский хор Бамбергского собора украшают скульптурные фигуры спорящих апостолов и пророков - исключительный по силе и выразительности памятник средневекового европейского искусства. “Древний мотив диспута мастера из Бамберга превратили в духовное единоборство, доведенное до предельного накала страстей”, - пишет В.Н. Тяжелое. Энергичные фигуры спорящих полны духовного горения, жажды истины, убежденности в своей правоте. Это подчеркивается во всем - в движении, мимике лиц, жестах. И это, напомним, не живопись - это камень, в буквальном смысле слова оживший под резцом искусных мастеров. Среди других скульптур внутреннего убранства собора выделяются композиция “Мария и Елизавета”, а также знаменитый “Бамбергский всадник” - большая фигура конного рыцаря, воплощение мужества, доблести и энергии.

Статую Елизаветы впоследствии назвали “сивиллой” (пророчицей) - настолько облик этой скульптуры пронизан сумрачной внутренней энергией, такой характерной для древних пророков. “Бамбергский всадник” - наиболее загадочное произведение немецкого средневековья. До сих пор неясно, кого, собственно, изображает эта монументальная скульптура, явно несущая черты портретного сходства. С кем? На эту тему уже высказано десятки гипотез. Корона на голове всадника позволяет говорить о том, что это человек царского достоинства. Прообраз “Бамбергского всадника” искали среди тогдашних королей и императоров, его считали одним из трех евангельских королей-волхвов, поклонившихся младенцу Иисусу в Вифлееме. Но образ Бамбергского всадника гораздо глубже и шире, чем изображение просто императора или короля, или даже евангельского царя-волхва. Бамбергский всадник, скорее, напоминает героя средневекового рыцарского романа. Его смелый взгляд, устремленный вдаль, заставляет вспомнить странствующих рыцарей-правдоискателей, готовых отправиться на край света во имя добра и справедливости. Скульптуры Бамбергского собора являются классикой немецкого средневекового искусства. И эти замечательные скульптуры вот уже почти восемь столетий хранит суровый, как рыцарский замок с четырьмя башнями, собор, высоко вознесшийся над древним городом.

zzz