Дельфы, один из древнейших городов Греции, славился в античном мире своим храмом Аполлона и знамен...
На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно в...
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что святой Марк (Сан-Марко)...
Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство...
В ста двадцати километрах от столицы Республики Шри Ланка - Коломбо - находится древний город Канд...

Случайная картинка

Иудаизм

Вход в систему

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

"Храм Гроба Господня - единственное место во Вселенной, история его - история земли и неба в их взаимном соотношении", - писал в конце XIX столетия русский паломник, побывавший в Иерусалиме. Действительно, другого такого храма на Земле нет. Храм Гроба Господня в Иерусалиме - священный центр христианства, религии, за две тысячи лет распространившейся по всей планете и объединяющей сегодня около трети населения Земли.

Ни одна из других мировых религий не знает ничего подобного. Храм Гроба Господня сооружен на месте, где завершился земной путь Христа, и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением и воскресением. Огромное, чрезвычайно сложное сооружение включает в себя около сорока различных зданий, и ориентироваться без плана в нем довольно трудно. В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Спаситель, и пещера Гроба Господня. Под всем зданием храма имеются подземные ходы, тайны которых известны лишь <малому числу избранных>. Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново. “Все фанатики мира поочередно разрушали его”, - с горечью говорил один из паломников. Существующее здание храма Гроба Господня построено после опустошительного пожара 1808 года. Спустя несколько лет в этом новом храме обвалился главный купол, который был возведен заново в царствование русского императора Николая I на средства двух правительств - России и Франции. Первый храм над Гробом Господним был воздвигнут по повелению императора Константина Великого и его матери, Святой равноапостольной царицы Елены. В Мюнхенском музее находится рельеф из слоновой кости, изображающий, как предполагают, этот первый христианский памятник над Гробом Господним. Вероятно, что по образцу этого храма впоследствии был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, где по преданию, крестился князь Владимир Киевский. Затевая строительство, император Константин стремился воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который <был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений>. Великолепный храм был впервые разрушен в 614 году персидским царем Хосроем II. После разорения патриарх Иерусалимский Модест попытался восстановить отдельные фрагменты храма, прежде всего над пещерой Гроба и на Голгофе, но и эти постройки в 1009 году были разрушены арабами. В XII веке византийский император Константин Мономах воздвиг над Гробом Господним новый храм, но, увы, он был весьма далек от своего предшественника. Русский паломник игумен Даниил писал, что <верх церковный не до конца сведен камением, но токмо сперт досками и древом тесаным плотническим образом, и тако есть без верха не покрыто ничем же>. Крестоносцы, в результате крестовых походов овладевшие Иерусалимом, увидев бедственное положение храма, заложили в ИЗО году новый. Но этот храм “был так же непрочен, как и владычество крестоносцев на Святой земле”, и по существу, представлял собой временную постройку. В XVI веке, при императоре Карле V и его сыне Филиппе, храм крестоносцев был разобран, и на его месте сооружен новый, просуществовавший вплоть до пожара 1808 года. Сегодняшний храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений - храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Прямо напротив входных дверей, на расстоянии нескольких шагов, на мраморном полу лежит “камень миропомазания”, обозначающий место, где Иосиф и Никодим помазали смирной и алоэ тело Иисуса.

Камень этот выглядит как плита из бледно-розового мрамора. Над ним устроен невысокий балдахин на четырех металлических столбах, на балдахине висят неугасимые лампады от всех главных христианских вероисповеданий. За Камнем миропомазания возвышается глухая стена главного храма - Воскресенского собора. Эта стена представляет собой как бы второй, внутренний храм в храме Гроба Господня. Справа от камня помазания расположен вход на Голгофу, находящуюся под одной крышей с храмом Гроба Господня. Слева располагается обширная ротонда центрального здания храма, перекрытая голубым куполом. Диаметр ротонды составляет около 32 метров. Ее окружает колоннада из 18 массивных колонн. В центре ротонды, возвышается мраморная часовня (Кувуклия) над священной пещерой Гроба Господня. Часовня Гроба Господня - самое священное место в храме. На этом месте, по словам евангелиста, <смерть была поглощена победою>. На этом месте был погребен Искупитель мира, воскресший в третий день по Писанию. Существующая часовня построена из мрамора в 1810 году Архитектор ее, грек с острова Митилена, не поскупился ни на количество архитектурных деталей, ни на тонкую отделку колонн, капителей, карнизов, баллюстрад и других украшений. Часовня перекрывает пещеру, где был установлен гроб с телом Христа. Часовня как бы заменила собой пещеру. Часовня разделена на две неравные части: первая, более обширная, называется приделом Ангела, а вторая, очень маленькая - собственно пещера Гроба Господня. Посредине придела Ангела стоит невысокий аналой из мрамора, в который вделана часть камня, заграждавшего вход в пещеру Гроба Господня. Как рассказывает евангелист Матфей, "Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нем". В память этого события придел получил название “придел Ангела”. А в пещере Гроба Господня стоит “лавица” - каменное ложе, на котором покоилось тело Христа. Это – “единственный в мире гроб, который не даст мертвеца своего в день всеобщего воскресения”: вторично Христос явится уже во славе своей судить мир. С самых ранних веков христианства ложе Гроба Гос-213 подня, или <лавица святая> служит престолом для совершения литургии. Длина “лавицы” составляет около 2 метров, ширина - 1,5 метра. “Лавица” отделана плитами белого мрамора, причем верхняя плита имеет поперечную трещину, о происхождении которой рассказывают самые разные предания. 43 лампады от исповеданий православного, католического, армянского и коптского день и ночь освещают темные, невысокие своды пещеры Гроба Господня. На ложе Гроба ежедневно совершается три литургии: православная, католическая и армянская (монофизитская). Вторая святыня храма Гроба Господня - Голгофа. Вход на Голгофу устроен прямо из храма. На Голгофу ведут 18 мраморных ступеней крутой лестницы. От алтаря храма Воскресения на Голгофу ведет другой ход, предназначенный, главным образом, для священнослужителей. Голгофский храм представляет собой небольшое почти квадратное пространство 12x12 метров, перекрытое невысоким сводом. Пол выложен мраморными мозаиками. Свет в храм попадает через единственное окно, выходящее на площадку перед храмом Гроба Господня. Голгофский храм разделен сквозной аркой на две равные части, левая часть - место распятие Искупителя мира, принадлежит православным, правая часть составляет католическую капеллу. На том месте, где возвышался на скале крест Спасителя, сегодня стоит на четырех мраморных столбах престол для совершения бескровной жертвы. Яма креста находится под престолом и обозначена серебряным кругом. За престолом установлено большое деревянное Распятие. Места, где стояли кресты двух разбойников, распятых вместе с Христом, обозначены на полу двумя черными кругами.

Справа от престола через застекленное окошко в полу храма можно видеть ту самую расселину в камне, которая образовалась в минуту последнего вздоха Спасителя. Об этой расселине упоминает евангелист Матфей, про нее писал в IV веке святой Кирилл Иерусалимский. В XIX столетии ее неоднократно исследовали ученые, особенно тщательно - в 1865 году профессор геолог Фрасс. По мнению ученых, геологический возраст расселины может совпадать с первыми годами нашей эры - времени земной жизни Христа. Так как на Голгофе православный храм и католическая капелла отделены только сквозной аркой, то православные молящиеся видят и слышат католическую мессу, и наоборот. Голгофа - место объединяющее все человечество искупительной жертвы Спасителя - часто делалась ареной кровопролитных схваток. Многократно над гробом того, кто принес в мир любовь, разыгрывались отвратительные, грязные сцены драк религиозных фанатиков - православных и католиков, коптов и монофизитов, рвущих друг друга на части во имя “чистоты веры”. Что ж, краеугольным камнем христианской веры были, есть и будут вечные слова Спасителя: “Заповедь новую дам Я вам: возлюбите друг друга...”. Но, увы, слаб человек, и если уж фанатики возьмутся любить, то мало никому не покажется. Так Христа продолжают распинать и в наши дни... У подножия Голгофы находятся гробницы первых королей Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами в результате крестовых походов и через ороткое время прекратившего свое существование. Третью часть храма Гроба Господня составляет величественный соборный храм Воскресения, непосредственно примыкающий к храму Гроба Господня. В храме возвышается четырехъярусный иконостас, часть икон из которо-го, а также иконы цикла “Страсти Христовы” - пожертвования русского императора Александра I. Три больших паникадила, из которых среднее отлито из чистого се-ребра, пожертвованы другим русским императором - Николаем I. На царских вратах храма можно видеть изображения двуглавого византийского орла. В центре храма Воскресения на мраморном полу возвышается небольшой каменный пьедестал с вазой на вершине. Традиция считает его “пупом земли”. В приделе “Поругания и Тернового венца” хранится часть тернового венца Иисуса Христа. Широкая и длинная лестница ведет в подземный храм - место обретения Креста Господня. Здесь находится и армянская капелла, посвященная святому Константину и святой Елене. Тринадцать неровных ступеней ведут в крипту “Обретения креста”, где в 320-х годах императрица Елена, мать императора Константина, обнаружила Крест Господень с сохранившимися в нем гвоздями. Крипта “Обретения креста” имеет высоту 4,8 метра, длину 7,5 метра и ширину около 6 метров. К числу других святынь храма относятся часовня Раз-деления Риз (собственность армянской церкви) - на этом месте римские воины, стерегущие распятого Христа, по жребию делили его одежды; часовня Пригвождения к кресту, часовня Распятия, гробница Иосифа Аримафейского, принадлежащая эфиопской церкви, и “пещера Адама”, в которой, по преданию, был найден череп Адама. Часть построек храма Гроба Господня занимает католический францисканский монастырь, где можно видеть фрагмент колонны, к которой был привязан Иисус Христос во время бичевания. Другие части этой колонны в разное время были отправлены в Венецию, в собор Сан-Марка, и в Испанию. Храм Гроба Господня - место паломничества христиан всех направлений из всех стран мира. Здесь ежедневно проводятся богослужения четырех основных направлений христианства: католиков, православных, монофизитов и коптов.

zzz