Баальбекское святилище в Ливане - комплекс древних храмов, формировавшийся на протяжении двух...
В 711 году воины арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу....
Над огромной площадью, в центре мексиканской столицы, вздымаются в небо две монументальные башни...
Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт...
Что такое Пизанская башня? Обычно это всемирно известное здание принято рассматривать как некое...

Случайная картинка

Церковь Спаса на Нередице

Вход в систему

Храм Кукулькана в Чичен-Ице

В первой трети X века над землями майя начала собираться гроза. Бывший правитель центрально мексиканского города Толлана, Топильцин Кецалькоатль – “Пернатый Змей”, потерпевший поражение в борьбе с соперниками, бежал со своими приверженцами на побережье Мексиканского залива и там объединил вокруг себя несколько индейских племен, самым крупным из которых были тольтеки. Встав во главе нового племенного союза, Кецалькоатль повел своих воинов на юг - в дебри Юкатана...

К тому времени “золотой век” майя уже миновал и цивилизация явно клонилась к упадку. Под ударами тольтеков один за другим пали некогда цветущие города - Копан, Ушмаль, Паленке, Тикаль. Бывшие хозяева этой земли, майя частью покинули ее и ушли в иные места, частью попали в подчинение к тольтекским завоевателям. Многие города опустели и заросли джунглями. Но жизнь продолжалась, и новое время творило новые памятники.

- “В истории юкатанских майя начался новый, специфический период, получивший в научной литературе название “Мексиканский” - пишет В.И. Гуляев, - Хронологические его рамки приходятся на X-XIII вв. Культурное и политическое лидерство на полуострове в это время, бесспорно, принадлежит городу Чичен-Ица, который на долгие годы становится столицей завоевателеи-тольтеков на землях майя”. Чичен-Ица находится в 120 километрах к востоку от города Мерида в мексиканском штате Юкатан. Несмотря на то, что Чичен-Ица возникла еще в VII веке, расцвет города пришелся на “Мексиканский период”. Именно тогда здесь появились архитектурные сооружения, принесшие Чичен-Ице славу памятника мирового значения. Главный храм Чичен-Ицы был посвящен Кукулькану, покровителю тольтеков. Культ бога Кукулькана был принесен в Чичен-Ицу тольтеками. Они называли его Кецаль-коатль – “Пернатый Змей”. На языке майя “Пернатый Змей” звучит как “Кукулькан”, а точнее – “Кукулькан”. При этом надо иметь в виду, что история доколумбовой Америки знает, по крайней мере, двух Кецалькоатлей-Кукульканов. Один из них - Се Акатль, он же Топиль-цин Кецалькоатль, бывший правитель Толлана, предводитель тольтеков, завоевавший в X веке Юкатан и обожествленный еще при жизни. Второй Кецалькоатль-Кукуль-кан, божество индейцев нахуа - бог воздуха и ветра, наделенный чертами культурного героя, изобретатель письменности и покровитель знаний. Он запрещал индейцам приносить человеческие жертвы, рекомендуя заменять их Цветами и душистыми кореньями. Традиция называет его “бородатым белым богом”, похожим на европейца, по-этому индейцы с такой доверчивостью отнеслись к испанским конкистадорам - их появление они приняли за возвращение Кецалькоатля и его спутников. Храм Кукулькана в Чичен-Ице, вероятно, стал сегодня символом если не всей Мексики, то, по крайней мере, ее Доколумбовой эпохи. В своей жизни его видел, хотя бы раз, вероятно, каждый житель Земли - в телепередачах в кино, в рекламных роликах, на фотографиях и в туристических проспектах и т.д. Эта двадцатиметровая, девяти-ступенчатая пирамида поражает своим монументальным величием и гармонией. Основные идеи архитектурного строительства в Чичен-Ице были тольтекскими, но воплощали их в жизнь строители-майя. Не является исключением и храм Кукулькана. Испанцы дали ему название Эль-Кастильо – “Замок”. Квадратный в плане, устойчивый и массивный, он определяет весь архитектурный силуэт города и царит над окружающей местностью и городскими постройками. Храм возвышается в центре огромной террасы площадью около 18 гектаров. Ее окружает широкий каменный парапет. На этой же террасе стоит и соседний Храм воинов. Со всех четырех сторон основания к вершине храма ведут четыре крутые лестницы. Эти четыре гигантских лестничных марша сориентированы по сторонам света. Лестницы окаймлены каменной балюстрадой, которая внизу начинается с прекрасно выполненной змеиной головы и в виде изгибающегося змеиного тела продолжается до самого верха. В дни весеннего и осеннего равноденствия здесь можно наблюдать поразительное зрелище: лучи солнца падают на камни балюстрады таким образом, что кажется, будто Пернатый Змей, голова и хвост которого высечены соответственно на вершине и в основании пирамиды, оживает и, извиваясь, начинает выползать из храма. Значение храма подчеркивается его местоположением в ансамбле главной площади города. Справа от храма Кукулькана расположен Храм воинов, слева - храм Ягуаров. Эти храмы как бы оттеняют главный храм Чичен-Ицы. В храме Кукулькана с наибольшей очевидностью проявился <астрономический> характер религии доколумбовых обитателей Центральной Америки. Эта астрономическая направленность характерна для всех вообще раннеземледельческих цивилизаций, существование которых непосредственно было связано с календарными датами.

Каждая лестница храма имеет девяносто одну ступень а в сумме количество ступеней всех четырех лестниц составляет число 364. Вместе с базой-платформой на вершине пирамиды, которая объединяет все четыре лестницы получается число 365 - количество дней в солнечном году. Каждая грань храма-пирамиды имеет девять ступеней, рассеченных лестницей, что дает по восемнадцать секций с каждой стороны - календарный год майя состоял из восемнадцати месяцев. Девять уступов пирамиды, украшенные зубчатыми выступами, символизируют девять небес толтекской мифологии. А каждую стену святилища украшают пятьдесят два каменных рельефа: 52 года составляют один календарный цикл тольтеков. На вершине пирамиды расположен небольшой, с четырьмя входами, храм строгих архитектурных форм, в котором совершались жертвоприношения План святилища близок к планам храмов майя классического периода, только крыша его плоская - над ней нет традиционного высокого гребня. По периметру верхней части святилища идет орнаментальный фриз. Главный вход в храм расположен с северной стороны. Его украшают две массивные колонны в виде стоящих на голове извивающихся змей. Благодаря этим колоннам значительно расширяется дверной проем. Внутри сумрачного святилища находится еще две пары таких же колонн. В годы расцвета Чичен-Ицы на алтаре храма Кукулькана ежедневно жрецы вырывали сердца из трепещущей груди приносимого в жертву человека... Здесь же, в святилище на вершине пирамиды некогда хранилась священная Циновка Ягуара - символ власти и Фон верховного правителя города. Эта реликвия была обнаружена археологами в одном из потайных помещений внугри пирамиды. Дело в том, что храм Кукулькана представляет собой “пирамиду внутри пирамиды”: в толще Главного здания скрывается еще одна девятиступенчатая пирамида меньших размеров. Вход в это святилище был обнаружен сравнительно недавно.

Циновка Ягуара представляет собой каменный трон в виде фигуры ягуара. Высеченное из камня тело могучего зверя выкрашено в красно-рыжий цвет и инкрустировано черно-зеленым нефритом и раковинами. Семьдесят три нефритовых диска имитируют пятна на шкуре ягуара Из нефрита выполнены и широко раскрытые глаза хищника Зубы в оскаленной пасти выточены из педерналя - камня вулканического происхождения. Исследователи считают, что первоначальным владельцем трона был сам Топиль-цин Кецалькоатль. Храм Кукулькана (Эль-Кастильо) является выдающимся памятником архитектуры тольтекского периода. Во внутренних помещениях храма Кукулькана, как и повсюду в Чичен-Ице, заметно слияние культурных традиций толь-теков и майя: ступенчатые своды, характерные для архитектуры майя, сочетаются с рельефами типично тольтек-ского происхождения.

zzz