В серединепрошлого века на берегу большого водохранилища, на пустынном плоскогорье началось...
  К постройкам минской эпохи относятся самые крупные и известные ансамбли средневекового...
Мцхета - древняя столица Грузии, расположенная в долине Картли, в месте слияния двух главных рек...
Город Пергам (ныне его руины находятся на западном побережье Турции) являлся столицей небольшого...
Древнее подмосковное село Коломенское почти пол-века назад вошло уже в черту Москвы. Но великий...

Случайная картинка

Кордовская мечеть

Вход в систему

Храм Кукулькана в Чичен-Ице

В первой трети X века над землями майя начала собираться гроза. Бывший правитель центрально мексиканского города Толлана, Топильцин Кецалькоатль – “Пернатый Змей”, потерпевший поражение в борьбе с соперниками, бежал со своими приверженцами на побережье Мексиканского залива и там объединил вокруг себя несколько индейских племен, самым крупным из которых были тольтеки. Встав во главе нового племенного союза, Кецалькоатль повел своих воинов на юг - в дебри Юкатана...

К тому времени “золотой век” майя уже миновал и цивилизация явно клонилась к упадку. Под ударами тольтеков один за другим пали некогда цветущие города - Копан, Ушмаль, Паленке, Тикаль. Бывшие хозяева этой земли, майя частью покинули ее и ушли в иные места, частью попали в подчинение к тольтекским завоевателям. Многие города опустели и заросли джунглями. Но жизнь продолжалась, и новое время творило новые памятники.

- “В истории юкатанских майя начался новый, специфический период, получивший в научной литературе название “Мексиканский” - пишет В.И. Гуляев, - Хронологические его рамки приходятся на X-XIII вв. Культурное и политическое лидерство на полуострове в это время, бесспорно, принадлежит городу Чичен-Ица, который на долгие годы становится столицей завоевателеи-тольтеков на землях майя”. Чичен-Ица находится в 120 километрах к востоку от города Мерида в мексиканском штате Юкатан. Несмотря на то, что Чичен-Ица возникла еще в VII веке, расцвет города пришелся на “Мексиканский период”. Именно тогда здесь появились архитектурные сооружения, принесшие Чичен-Ице славу памятника мирового значения. Главный храм Чичен-Ицы был посвящен Кукулькану, покровителю тольтеков. Культ бога Кукулькана был принесен в Чичен-Ицу тольтеками. Они называли его Кецаль-коатль – “Пернатый Змей”. На языке майя “Пернатый Змей” звучит как “Кукулькан”, а точнее – “Кукулькан”. При этом надо иметь в виду, что история доколумбовой Америки знает, по крайней мере, двух Кецалькоатлей-Кукульканов. Один из них - Се Акатль, он же Топиль-цин Кецалькоатль, бывший правитель Толлана, предводитель тольтеков, завоевавший в X веке Юкатан и обожествленный еще при жизни. Второй Кецалькоатль-Кукуль-кан, божество индейцев нахуа - бог воздуха и ветра, наделенный чертами культурного героя, изобретатель письменности и покровитель знаний. Он запрещал индейцам приносить человеческие жертвы, рекомендуя заменять их Цветами и душистыми кореньями. Традиция называет его “бородатым белым богом”, похожим на европейца, по-этому индейцы с такой доверчивостью отнеслись к испанским конкистадорам - их появление они приняли за возвращение Кецалькоатля и его спутников. Храм Кукулькана в Чичен-Ице, вероятно, стал сегодня символом если не всей Мексики, то, по крайней мере, ее Доколумбовой эпохи. В своей жизни его видел, хотя бы раз, вероятно, каждый житель Земли - в телепередачах в кино, в рекламных роликах, на фотографиях и в туристических проспектах и т.д. Эта двадцатиметровая, девяти-ступенчатая пирамида поражает своим монументальным величием и гармонией. Основные идеи архитектурного строительства в Чичен-Ице были тольтекскими, но воплощали их в жизнь строители-майя. Не является исключением и храм Кукулькана. Испанцы дали ему название Эль-Кастильо – “Замок”. Квадратный в плане, устойчивый и массивный, он определяет весь архитектурный силуэт города и царит над окружающей местностью и городскими постройками. Храм возвышается в центре огромной террасы площадью около 18 гектаров. Ее окружает широкий каменный парапет. На этой же террасе стоит и соседний Храм воинов. Со всех четырех сторон основания к вершине храма ведут четыре крутые лестницы. Эти четыре гигантских лестничных марша сориентированы по сторонам света. Лестницы окаймлены каменной балюстрадой, которая внизу начинается с прекрасно выполненной змеиной головы и в виде изгибающегося змеиного тела продолжается до самого верха. В дни весеннего и осеннего равноденствия здесь можно наблюдать поразительное зрелище: лучи солнца падают на камни балюстрады таким образом, что кажется, будто Пернатый Змей, голова и хвост которого высечены соответственно на вершине и в основании пирамиды, оживает и, извиваясь, начинает выползать из храма. Значение храма подчеркивается его местоположением в ансамбле главной площади города. Справа от храма Кукулькана расположен Храм воинов, слева - храм Ягуаров. Эти храмы как бы оттеняют главный храм Чичен-Ицы. В храме Кукулькана с наибольшей очевидностью проявился <астрономический> характер религии доколумбовых обитателей Центральной Америки. Эта астрономическая направленность характерна для всех вообще раннеземледельческих цивилизаций, существование которых непосредственно было связано с календарными датами.

Каждая лестница храма имеет девяносто одну ступень а в сумме количество ступеней всех четырех лестниц составляет число 364. Вместе с базой-платформой на вершине пирамиды, которая объединяет все четыре лестницы получается число 365 - количество дней в солнечном году. Каждая грань храма-пирамиды имеет девять ступеней, рассеченных лестницей, что дает по восемнадцать секций с каждой стороны - календарный год майя состоял из восемнадцати месяцев. Девять уступов пирамиды, украшенные зубчатыми выступами, символизируют девять небес толтекской мифологии. А каждую стену святилища украшают пятьдесят два каменных рельефа: 52 года составляют один календарный цикл тольтеков. На вершине пирамиды расположен небольшой, с четырьмя входами, храм строгих архитектурных форм, в котором совершались жертвоприношения План святилища близок к планам храмов майя классического периода, только крыша его плоская - над ней нет традиционного высокого гребня. По периметру верхней части святилища идет орнаментальный фриз. Главный вход в храм расположен с северной стороны. Его украшают две массивные колонны в виде стоящих на голове извивающихся змей. Благодаря этим колоннам значительно расширяется дверной проем. Внутри сумрачного святилища находится еще две пары таких же колонн. В годы расцвета Чичен-Ицы на алтаре храма Кукулькана ежедневно жрецы вырывали сердца из трепещущей груди приносимого в жертву человека... Здесь же, в святилище на вершине пирамиды некогда хранилась священная Циновка Ягуара - символ власти и Фон верховного правителя города. Эта реликвия была обнаружена археологами в одном из потайных помещений внугри пирамиды. Дело в том, что храм Кукулькана представляет собой “пирамиду внутри пирамиды”: в толще Главного здания скрывается еще одна девятиступенчатая пирамида меньших размеров. Вход в это святилище был обнаружен сравнительно недавно.

Циновка Ягуара представляет собой каменный трон в виде фигуры ягуара. Высеченное из камня тело могучего зверя выкрашено в красно-рыжий цвет и инкрустировано черно-зеленым нефритом и раковинами. Семьдесят три нефритовых диска имитируют пятна на шкуре ягуара Из нефрита выполнены и широко раскрытые глаза хищника Зубы в оскаленной пасти выточены из педерналя - камня вулканического происхождения. Исследователи считают, что первоначальным владельцем трона был сам Топиль-цин Кецалькоатль. Храм Кукулькана (Эль-Кастильо) является выдающимся памятником архитектуры тольтекского периода. Во внутренних помещениях храма Кукулькана, как и повсюду в Чичен-Ице, заметно слияние культурных традиций толь-теков и майя: ступенчатые своды, характерные для архитектуры майя, сочетаются с рельефами типично тольтек-ского происхождения.

zzz