После распада на рубеже VII-VIII...
Пальмира, вероятно, один из самых известных городов древней Сирии. Поселение в Пальмирском (Тадмор...
В Иерусалиме, к востоку от современного центра города, в так называемом Старом Городе, на святой г...
Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство...

Случайная картинка

Успенский собор в Москве

Вход в систему

Храм Сурьи в Конараке

На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины храма древнего индийского бога Солнца Сурьи - одного из самых больших святилищ во всей Индии.

Европейские моряки издавна прозвали его <Черной пагодой>: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс издавна служил им ориентиром в плавании. Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой  в XIII веке.

Храм Сурьи в КонаракеЭто одно из последних и крупнейших сооружений в честь бога Солнца. Правитель Ориссы раджа Нарасимхадева I (1238-1264)- из династии Ганга, после серии удачных войн, в результате которых им были подчинены соседние государства, начал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано обеспечить радже милость богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, дань вассальных князей, дары родственников раджи Местность, избранная для сооружения храма издавна почиталась священной, связанной с культом Солнца. Само название Конарак – “Конарака” - означает “Край солнечного света” Возведение храма началось в ‘благоприятный” пятый год правления раджи и продолжалось восемнадцать лет. Камень для строительства - гранит, базальт, песчаник различных оттенков - доставляли водным путем из трех дальних каменоломен. Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты - шикхара.

Сегодня она представляет собой груду развалин. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть - здание колонного зала, где находился вход в храм. Главная часть святилища, башня-шикхара, разрушена то ли в результате стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в середине XVI века. О том, что в разрушении храма приняли участие какие-то враждебные силы, свидетельствует храмовая летопись, в которой говорится: “Когда фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония испарились, осталась одна ветошь”.

Кто такие фиринги - неясно, тем более что летописец не указывает даты бедствия. Может быть, это европейцы - например, португальцы. Несмотря на то, что храм Сурьи был разрушен и опу-стел, к нему долгое время продолжались совершаться паломничества. Толпы людей стекались сюда, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (это соответствует концу января - началу февраля). В этот День по древней традиции отмечался праздник Парамасу-Ра - праздник Высшего Сурьи.

В середине XVIII века святилище было уже заброшено, и брахман Баба Брахмачари, посетивший его в те времена, два дня вынужден был с проводниками пробираться к нему сквозь джунгли. Он увидел его разрушенным и совершенно заросшим. Брахман приказал своим проводникам забрать из храма лучшие изваяния и перевезти их в город Пури, где они были установлены в местных храмах. И сегодня, несмотря на плохую сохранность многих архитектурных деталей, общий облик здания вполне величественен. Высота сохранившейся части святилища составляет почти 40 метров. Она выполнена в виде гигантской колесницы - это образ божественной колесницы Виманы, запряженной семью разноцветными священными конями (по другим преданиям - белыми или золотыми), на которой солнечный бог Сурья едет по “верхнему” и “нижнему” небу. Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами, на террасах которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают каменные колеса диаметром в три метра каждое - по двенадцать с каждой стороны. Они богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо символизирует подобие солнечного диска, символ повторяющегося ритма времени. Два колеса, соединенные осью, символизируют Небо и Землю, соединенные в супружеском союзе. Отсюда происходит такое обилие эротических сцен, бесконечно повторяющихся в скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой откровенностью. Такие же сцены украшают двенадцать пар гигантских колес на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены храма Сурьи получили широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих изображений. Наиболее вероятным считается, что эти скульптуры изображают храмовых танцовщиц – “невест бога Сурьи”, постоянно живших при храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал “слияния”. Среди каменной резьбы встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо-чакa Восточный фасад разрушенной башни-шикхары некогда украшал исполинский каменный лев, попирающий слона. Этот же образ многократно повторяется в других частях здания. Лев - символ строителя храма раджи Нарасимхадевы I, имя которого в переводе означает “человек-лев”. Стены храма в изобилии украшены скульптурой и резьбой, отличающихся богатством форм и виртуозностью проработки, почти кружевной отделкой. На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними - традиционные эротические сцены. Многие рельефы посвящены страницам истории правления раджи Нарасим-хадевы: отряды воинов в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к радже редкого подарка из Африки - жирафа. Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре стороны храма. С ювелирной тщательностью выполнены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тело каменных истуканов. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма. Особое место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных, имевшим, по-видимому, какое-то символическое значение. Это прежде всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину с присущим индийским мастерам совершенством и реализмом. Вполне вероятно, что это - боевые слоны раджи На-расимхадевы. Один из них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил оглушенного вражеского воина, и вот-вот отшвырнет его в сторону... Еще более выразительна скульптура коня, топчущего Передними копытами какое-то поверженное чудовище. Спешившийся всадник ведет коня под уздцы. Британский исследователь Хавелл сравнивал эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй в европейском искусстве Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над пустынным океанским берегом, является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии Его сравнивают с “лотосом, встающим из утренних вод”.  Недаром одним из названий храма Сурьи было Падмакешара – “пестик лотоса”.

zzz