Памятники древней культуры

В 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров) предложил построить в Киеве собор, посвященный 900-...
Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство...
Город Паган, древняя столица Бирмы, расположен в долине реки Иравади. Здесь, на широкой равнине,...
Юрьев-Польской основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий. Город был центром...
В первой трети X века над землями майя начала собираться гроза. Бывший правитель центрально...

Случайная картинка

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Вход в систему

Храм Святой Софии в Константинополе

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), всемирно известный памятник византийского зодчества, по словам русского византиниста Н.П. Кондакова, “сделал для Империи больше, чем многие ее войны”. Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа. История Святой Софии началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь - новую столицу империи.

А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь - во имя Святой Софии. Популярное женское имя София обычно толкуют как “премудрость”, хотя оно имеет более широкое значение. Оно может обозначать “разум”, “знание”, “умение”, “талант” и т. д. По учению церкви, Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. София представляет собой ипостась Святой Троицы, Иисуса как символа Божественной премудрости. София известна и как духовное, и как мирское имя. Его носила христианская святая София, жившая в XII веке. Ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением - разумый, мудрый. Софии - премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе - главный храм Византийской империи. Первые православные соборы в главных городах Киевской Руси - в Киеве, Новгороде, Полоцке были также посвящены Святой Софии. А последним крупным храмом Святой Софии стал Софийский собор в Тобольске, построенный в 1680-х годах. Император Констанций, сын и наследник Константина Великого, перестроил и расширил храм. Сто лет спустя этот храм сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Восстановленный императором Аркадием, храм снова был разрушен, на этот раз дотла, во время восстания 531 года, во время подавления которого в столице Византии погибло 35 тысяч человек. После этого император Юстиниан I заложил новый храм - беспримерный в истории. В ту эпоху в Константинополе было построено тридцать церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал еще построить храм, который превзошел бы величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире. Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба - выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был, вдобавок, выдающимся изобретателем и ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работали еще сто архитекторов. На строительстве собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставляя лись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из порфира, из Эфеса - колонны из зеленого мрамора. Строительство храма продолжалось пять лет - с 532 по 537 год. Собор был освящен 26 декабря 538 года. Когда строительство окончилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, “этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря”.

Казалось, что купол Святой Софии “покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес”. Входящий в него чувствовал, что это “не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества”, и душа молящегося в храме чувствовала, что “Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя”. Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: “Я превзошел тебя, Соломон!” Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на “парусах” - треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина храма составляет 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55 метров, а диаметр купола превышает 31 метр. Сложная система полукуполов придает храму стройное единство. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. На этих колоннах находились иконы. Совершенно уникальным  произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была искусно изготовлена из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными кам-нями, так что поверхность престола имела 72 (!) разных цвета и оттенка. Престол полукругом окружали колонны из яшмы и порфира. Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенную мозаиками внутренность храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, “огни которых казались цветками”.

Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг, подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров. В 1453 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель во главе 200-тысячного войска осадил Константинополь. Дни Византии были сочтены, но император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи - 14 тысяч бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, но силы были слишком неравны. 29 мая турки ворвались в город. “В некоторых местах, вследствие множества трупов, совершенно не было видно земли”, - писал очевидец. По приказу султана Мехмеда долго искали труп императора Константина, и нашли его под грудой убитых - императора опознали только по пурпурным сапожкам с вышитыми золотом двуглавыми орлами. Султан приказал отру-бить голову императору и водрузить ее на высокой колонне посреди завоеванной столицы Византийской империи... Существует легенда о том, что, когда турки ворвались в храм, служивший там священник исчез в таинственной двери в стене храма, захватив с собой святые реликвии. Турки не сумели его догнать: стена внезапно закрылась за ним. Во время реставрации 1850-х годов эта дверь была впервые за четыреста лет вскрыта - за ней оказалась крохотная часовня и уходящая куда-то вниз лестница, заваленная мусором...

Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне Но красота православного храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты. В царствование султана Селима II к внешним стенам храма пристроили грубые контрфорсы, совершенно изменившие первоначальные формы здания. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью, и только в 1932 году началась их расчистка. В сделанной турками пристройке к храму была устроена султанская усыпальница - здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I. Святая София пережила множество невзгод. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. К середине XIX

столетия София находилась под угрозой реального разрушения, и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации их снова замазали известью... Но великое искусство нельзя убить. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой православной святыни. Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. “Посетитель и ныне испытывает совершенно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, - пишет Л.Д. Любимов, - как некогда людям средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором”. Ни в одном другом памятнике художественный гений Византии не нашел такого полного, совершенного воплощения, как в Софии Константинопольской.

zzz