Предание утверждает, что в начале VII века (а по мнению большинства исследователей - в VIII веке...
С 1600 года столицей Бирмы стал (и продолжает остаться) Рангун. Считается, что в эпоху нового...
 Сооружение храма Тодайдзи относится к середине VIII века, когда буддизм, двумя веками ранее...
Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), всемирно известный памятник византийского...
Церковь Саграда Фамилия, расположенная неподалеку от центра Барселоны, вероятно, один из самых...

Случайная картинка

Амьенский собор

Вход в систему

Храм Василия Блаженого

 В октябре 1552 года “позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за посад все множество бесчисленное народа московского” - москвичи выходили встречать возвращавшуюся из победоносного похода на Казань русскую рать. Навсегда была уничтожена вековая опасность нападения со стороны злейшего врага Руси Такое историческое событие нуждалось в увековечивании.

Уже в следующем году на Красной площади был сооружен деревянный храм во имя Покрова Богородицы - в честь праздника, в день которого состоялся решающий штурм вражеской твердыни. А через два года на этом месте началось строительство каменного собора Покрова Богородицы, что на Рву - такое наименование храм получил оттого, что был поставлен рядом со рвом, проходившим перед кремлевскими стенами. Но в историю собор вошел под именем храма Василия Блаженного. Собор Покрова на Рву был построен в 1555-1560 годах. Заказчиком храма выступал сам царь Иван Грозный. А зодчими, возводившими собор, старинные хроники называют псковских мастеров Барму и “городового и церковного мастера” Постника Яковлева, которые были “премудры и удобны для такого чудного дела”. Зодчие с большим знанием дела выбрали место для собора на Красной площади, рядом со Спасскими воротами Кремля. В ту пору здесь находился перекинутый через ров Спасский мост, и собор оказался в самом оживленном месте Москвы - на площади, перед Спасским мостом, находилось Лобное место, с которого оглашались царские указы и грамоты, и возле которого во время важных общественных событий собирались толпы москвичей. Здесь стали проводиться богослужения для всего населения Москвы, так как тесные приделы собора не могли вместить всех желающих. Во время богослужений перед Лобным местом “ставились с образы, как на крылосе”, а на само Лобное место водружался аналой. Таким образом, город получил площадь для всеобщих молений, а храм Василия Блаженного стал новым центром московского посада. Причудливый силуэт собора царил над широко раскинувшейся территорией Китай-города.

Новый храм вызвал  восторг москвичей и неизменно удивлял приезжавших в Москву иноземцев. “И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы великой”, - свидетельствует летописец. Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг центрального объема семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии. Тогда зодчие пошли на смелый шаг - возвели не семь, а восемь приделов. В одном из них позднее был погребен знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова на Рву и получил в народе прозвание храм Василия Блаженного. Как и все другие древние памятники Москвы, собор неоднократно подвергался разорениям В 1611 году он был разграблен поляками, а в 1812 - французами, превратившими его в конюшню. Храм Василия Блаженного настолько необычен, что его образ не раз ставил в тупик иностранцев. Наполеон, увидевший храм, назвал его “мечетью”. Другим казалось, что храм создан “более для украшения, чем для молитвы” Его сравнивали с колоссальным растением, с группой скал, с гигантским кондитерским изделием, называли его “слеплением сталагмитов” и “зданием из облаков, причудливо окрашенных солнцем”. С атеистических позиций его воспринимали и продолжают воспринимать чисто внешне. Но понять идею, выраженную Бармой и Постником в облике Василия Блаженного, невозможно вне контекста русской православной традиции.

В образе храма Василия Блаженного, как ни в каком ином сооружении, воплотился образ Небесного Града, в котором обрели вечную жизнь те, кто, “смертию смерть поправ”, сложил свою голову за отчизну, во имя ее избавления от постоянно нависавшей над ней опасностью. Храм Василия Блаженного - это символ победы жизни над смертью, победы Церкви Христовой над силами адовыми. Весь облик его свидетельствует о том, что жизнь во Христе - это жизнь вечная, и выражает чувства ликования, радости, устремленной к горным высотам. Эти чувства выражены в храме Василия Блаженного с редким по силе вдохновением. Композиция храма необычна. На широком, обрамлен-ном аркадой подклете поставлено девять храмов-приделов. Центральный из них - шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, сболыии-ми, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. Внутрь собора можно попасть через два замечательных своей красотой и росписью наружных крыльца. На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Это впечатление усиливается тем, что храм по-разному смотрится с разных точек, создавая разнообразные живописные виды. На самом же деле, зодчие храма всего-навсего прибегли к приему повторяемости двух мотивов - восьмигранника и полукружия. Этот умело использованный прием в сочетании с обильной декоративностью создают чрезвычайно динамичный, меняющийся с разных точек зрения и удивительно живой образ. По многообразию своего архитектурного облика храм Василия Блаженного не знает себе равных ни в России, ни за ее пределами. Первоначально собор был красно-кирпичным с бело-каменными деталями. Ныне существующая яркая раскраска относится уже к XVIII веку. Позднейшими пристройками являются шатровая колокольня и сводчатые наружные галереи - они сооружены в XVII столетии. Любого, входящего в храм, изумляет суровая простота его интерьеров. Ликование, полет души остается за порогом сказочного храма-памятника, храма-символа. А здесь, в полумраке тесных приделов собора, господствует иная тема - тема памяти павших, тема поминовения, молитв за усопших и за весь род человеческий. Смерть и воскресение - вот о чем повествуют образы храма Василия Блаженного. И эти духовные категории с небывалым по силе искусством воплощены в его внутреннем и внешнем облике. “Чаю воскрешения мертвых и жизни будущего века. Аминь.” - эти строки лучше всего выражают художественный замысел зодчих великого собора.

zzz