В ста двадцати километрах от столицы Республики Шри Ланка - Коломбо - находится древний город Канд...
Мекка - духовный центр ислама. Здесь на территории мечети Харам Бейт-Уллах, находится всемирно изв...
Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался на Руси как покровитель русских князей...
Байон, второй по величине храм Камбоджи, находится неподалеку от Ангкор Вата, среди руин города Ан...
После завоевания Константинополя турками главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие г...

Случайная картинка

Храм  Амона   в   Карнаке

Вход в систему

Храмовый комплекс в Махабапипураме

После распада на рубеже VII-VIII веков империи Гуптов на территории Индии образовались многочисленные государства и княжества. В юго-восточной части страны ведущая роль перешла к процветавшему государству Паллавов Начавшееся здесь с широким размахом строительство привело к созданию удивительного храмового комплекса в Махабалиггураме близ Мадраса.

Храмовый комплекс в МахабапипурамеМахабалипурам был построен при царе Нарасим-хавармане I (640-674) из династии Паллавов, известном также под именем Махмалла. Расположенные на морском берегу, среди песчаных дюн и скал, храмы Махабалипурама представляют собой необычайный, словно по волшебству возникший архитектурный комплекс. Он включает в себя центральный Прибрежный храм, пять маленьких скальных храмов-ратх, комплекс пещерных храмов и грандиозный наскальный рельеф “Нисхождение Ганга”, являющийся уникальным явлением мирового искусства. Прибрежный храм в Махабалипураме является цент-ром святилища. Он представляет собой высокую рельефную башню-шикхару, пирамидальной формы, возвышающуюся на квадратной платформе-цоколе с идущей вокруг галереей. Далеко видная с моря, она еще в VII веке была оснащена навигационными огнями, помогавшим рыбакам и морякам найти дорогу в ночном море. Стены храма поддерживают статуи священного быка Нанди, посвященного богу Шиве. К главной башне примыкает вестибюль и небольшое промежуточное помещение, через которое можно попасть в большой зал для церемоний, п°Ддерживаемый могучей колоннадой. Мощеный двор храма окружает каменная ограда, на которой восседают свя-быки Нанди. Много скульптур храма, в том числе, из числа его внутреннего убранства, погибло, и причиной тому - морской климат. Маленькие храмы-ратхи названы по именам эпических героев и богов: Арджуна-ратха, Дхармараджа-ратха, Бхима-ратха, Сахадева-ратха и Ганеша-ратха, посвященная слоноголовому богу Ганеше. Ратхи целиком высечены Из монолитных скал с тщательностью, характерной для скульптурных произведений. Высота самого большого из них не превышает 14 метров в высоту. Внутреннее помещение в них в большинстве случаев отсутствует. Все пять ратх отличаются друг от друга, и в облике каждой ратхи запечатлен один из типов индийских храмов, существовавших в то время. Таким образом, ратхи Махабалипурама представляют собой как бы мини-энциклопедию индийского зодчества.

Самая маленькая ратха - Арджуна-ратха - это массивное квадратное здание с завершением в виде скошенного с четырех сторон купола. Его иногда называют еще “жилищем аскета”. Бхима-ратха - ярусное сооружение с бочкообразным сводом, прямоугольное в плане, опоясанное колоннадой. Похоже выглядит и Сахадева-ратха, но она имеет много уменьшающихся друг за другом ярусов, имитирующих этажи. Дахрмараджа-ратха - самая большая, квадратная в плане, завершается высокой пирамидальной надстройкой. Все это очень напоминает просто модели <настоящих> индийских храмов из разных областей, но тем не менее, ратхи Махабалипурама имеют самостоятельное значение и являются настоящими сокровищами архитектуры и декоративного искусства.

Храмовый комплекс в МахабапипурамеИногда ратхи Махабалипурама сравнивают с драгоценными резными шкатулками. К пяти ратхам примыкают высеченные из скалы громадные фигуры священных животных, связанных с культом бога Шивы: слона, льва, быка Найди. Пещерные храмы Махабалипурама также посвящены ГУ Шиве. Размеры пещерных храмов не превышают 8 Метров в ширину и в глубину. Они считаются типичными Ля Индии архитектурными сооружениями подобного рода и представляют собой вырубленные в скале маленькие залы с колонным портиком в форме веранды, тщательно обработанным и богато украшенным резьбой и скульптурой. Колонны украшают скульптуры в виде сидящих львов. Главными элементами этих святилищ являются ниши с большими многофигурными рельефами на темы брахманской мифологии. Среди пещерных храмов выделяется так называемая пещера братьев Пандавов (“Панча-Пандава-мандапа”) с большим рельефом, изображающим бога Кришну, а также храм Тримурти с прсвященными Шиве фигурами. Один из самых ранних пещерных храмов носит название Кришна Мантапарам. Его рельефы рассказывают о том, как Кришна поднял гору Говардхана, чтобы защититься от бога дождя Варуны. Непревзойденным шедевром средневекового индийского искусства является грандиозный рельеф “Нисхождение Ганга”. Его длина составляет 27 метров, высота - 9 метров. Высеченный из розоватого гранита, расположенный прямо под открытым небом, на главной площади комплекса, он, судя по всему, был предназначен для массовых празднеств и ритуалов. Центром рельефа является расщелина, из которой во время торжественных церемоний через специально устроенную систему водопадом низвергались потоки воды, символизирующие священные воды Ганга. Вода, так необходимая для благополучия жителей тропической страны, является объектом общего поклонения. К ней устремлены все многочисленные фигуры живых существ, изображенные на монументальном рельефе. Единый порыв объединил представителей “верхних” и “нижних” сфер мира. Все устремлятся к воде: небесные существа-дэва, божественные музыканты-гандхарва; духи воды - громадные, извивающиеся змей-наги; жрецы-брахманы и мудрецы; знатные вельможи в нарядных одеждах; монахи-аскеты и простые люди-миряне, держащие в руках и несущие за плечами сосуды для воды; животные и птицы. В огромной многофигурной панораме, переполненной неисчислимо-91 го количества всевозможных живых существ, небесное соседствует с земным, мифическое переплетается с реальным.  Под фигурами летящих небесных существ, дэва и гандхарва, возвышаются монументальные, выполненные почти в натуральную величину фигуры слонов и слонят. Здесь же присутствуют чисто бытовые сценки: жрецы-аскеты молятся у стен небольшого святилища, женщины доят буйволиц. Всю композицию как бы освящает бог Шива, фигура которого изображена слева от расщелины. Рельеф “Нисхождение Ганга” в Махабалипураме сыграл огромную роль в искусстве Индии и соседних стран. Его мотивы отчетливо прослеживаются во многих других индийских постройках, в рельефах индонезийского Боро-будура и храмов Центральной Явы и Цейлона.

zzz