Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства являются комплекс пещерных храмов...
 В октябре 1552 года...
25 декабря 1812...
Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых парадоксальных...

Случайная картинка

Костел Девы Марии в Гданьске

Вход в систему

Кордовская мечеть

В 711 году воины арабского халифата, подчинив Северную Африку, начали вторжение в Европу. Остановленные у границ Франции Карлом Великим, арабы ограничились только завоеванием Пиринейского полуострова, и единственным островком христианства на Пиринеях оставалось крошечное испанское королевство, занимавшее в ту пору дальний северо-западный угол полуострова. Арабы называли Пиринейский полуостров Ал-Андалус.

 

От этого времени сохранилось название Андалузия - так теперь называется юг Испании. А столицей арабских владений на Пиринеях стала Кордова - центр Кордовского халифата. “Все, дошедшее до своего предела, начинает убывать”, - говорит арабская пословица. Выдохшееся наступление арабов сменилось реконкистой - так в Испании называют процесс освобождения Пиринейского полуострова от арабского владычества. Последним городом “мавров” (так испанцы именовали арабов) стала Гранада, сдавшаяся без боя испанцам в 1492 году. А еще раньше, в 1236 году, пала Кордова - столица пиринейских мавров. На юге Испании сохраняется множество памятников эпохи арабского владычества, многие из которых имеют мировое значение. А среди самых знаменитых храмов той эпохи выделяется мечеть в Кордове - одна из самых грандиозных построек ислама. Кордовская мечеть, продолжая и развивая тип мусульманской колонной мечети, в целом не имеет аналогий и поражает неповторимой и величественной красотой. В облике Кордовской мечети, как пишет О.Д. Никитюк, “достигнут синтез архитектурных форм, мозаики и декоративного искусства”. В 785 году эмир Абдурахман I выкупил у христианской общины Кордовы место, где стояла полуразрушенная церковь Сан-Висенте, сооруженная еще во времена вестготе-I кого королевства, в V веке. На месте церкви эмир начал строительство большой мечети. Возможно, что в ее возведении приняли участие мастера из Багдада и Византии. Мечеть окружена стенами, образующими прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Эти стены кажутся бесконечными. Высота стен колеблется от 8 до 20 метров, в зависимости от рельефа местности. Там, где рельеф понижается к реке Гвадалквивир, стены вырастают, достигая предельной высоты. Ранее вдоль стен шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца: С северной стороны мечети ранее находился мусульманский минарет.

Сейчас на его месте возвышается колокольня, построенная испанским архитектором Эрнаном Руисом в 1590-х годах. Пятиярусную колокольню увенчивает статуя архангела Рафаила работы скульптора Вердигье (XVIII век). Через ворота колокольни можно попасть во внутрен-| ний двор мечети - так называемый Апельсиновый двор. Здесь расположены пять традиционных фонтанов для омовения. С западной и восточной сторон двора сохранилась крытая галерея, идущая вдоль стен. Строители мечети прибегли к чрезвычайно оригинальному приему: они не стали возводить сплошной стены, отделяющей Апельсиновый двор от внутреннего пространства храма, а двор засадили ровными рядами деревьев, образующими как бы ряды колонн. В результате внутренняя колоннада мечети естественно переходила в реальное пространство двора, где колоннам соответствовали деревья. Здание мечети занимает площадь 180x130 метров. Ее громадный внутренний зал с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 метров и создает захватывающее впечатление бесконечности. О впечатлении, произведенном на него Кордовской мечетью, писал русский путешественник В. П. Боткин: “Вдруг вступаешь в лес мраморных колонн, глаза разбегаются в бесчисленных рядах их, теряющихся в призрачной дали, редкие маленькие окна едва пропускают свет, так что полусумрак, царствующий здесь, еще более увеличивает необыкновенность впечатления. Верх этого огромнейшего храма состоит из полукруглых (подковою) арок (прорезанных такой же формы маленькими арками), опирающихся на колонны из белого, желтого, зеленого мрамора, яшмы, порфира...

Словно ходишь по густому лесу колонн, разросшихся в бесчисленные переплетающиеся своды. Они не очень высоки, но чрезвычайно легки, изящны и без пьедесталов - кажется, словно растут из земли”. Высота колонн мечети чуть более трех метров, но она зрительно увеличивается сложной системой двухъярусных арок, выложенных полосами в два цвета: красновато-коричневый и белый. Бесконечное повторение арок создают ощущение безграничного пространства, которое плавно перетекает в бесконечный узор орнамента, которым покрыты стены. Потолок мечети выполнен из ценных пород дерева. После завершения строительства мечети здание имело 19 нефов, идущих с востока на запад (сохранившиеся до настоящего времени), 30 - с севера на юг, 21 ворота и 1293 колонны внутри, из которых сохранилось немногим более 800. На месте мечети в древнеримские времена стоял храм Януса, колонны из которого были использованы при строительстве мечети. Еще 114 колонн были присланы императором Львом из Византии в VIII веке. Все колонны были выполнены из различных материалов и имели разную высоту, поэтому некоторые пришлось частично <утопить> в пол, а другие, наоборот, поднимать, делая под них базы. Однако разнотипность отдельных колонн почти незаметна. Мечеть несколько раз расширялась и достраивалась. Абдурахман I построил вначале лишь одиннадцать нефов, но эпоха расцвета Кордовы привела к новому строительству и расширению мечети. В 848 году при Абдурахмане II были добавлены еще семь поперечных нефов. В годы правления этого эмира Кордова стала крупным культурным центром, а мечеть - средоточием общественной жизни города и всей Андалузии. В Кордовской мечети устраивались  политические собрания, читались указы халифа, проводились учебные занятия. Судья Кордовской мечети бы; главным судьей эмирата, которому подчинялись все суды провинций. Первый кордовский халиф Абдурахман III в 951 год) пристроил к мечети новый минарет, который считается прототипом знаменитой Хиральды в Севилье. Новое расширение мечети было проведено Хакимом II (961-976) При нем были построены четырнадцать ефов, устроен новый михраб (молитвенная ниша) и сооружена максург (место для халифа), на которой был установлен трон Хакима II, сделанный из самшита, эбена и сандаловогс дерева. Над созданием трона, по сообщению арабских историков, работали шесть выдающихся мастеров со своими помощниками в течение семи лет. Хаким II велел построить у западной стены мечети “комнату милостыни”, где “ нуждавшиеся странники” получали подаяние. Стены комнаты были покрыты тончайшим орнаментом. В мечети хранился знаменитый Коран, столь тяжелый, что его могли  поднять лишь два человека. Коран был обернут расшитым покрывалом. Каждую пятницу утром его выносили из мечети для богослужения. Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мозаичных мастеров. Михраб стал самой прекрасной и нарядно декорированной частью мечети. Перед михрабом было возведено купольная сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный над пространством фантастический цветок. Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купола заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просачивается неяркий нежный свет. Подковообразная арка михраба декорирована полосами, каждая из которых имеет собственный орнамент. Таким же образом украшены многолопастные арки входа в михраб, состоящие из покрытых орнаментом резных камней. Стена, на которой находится ниша, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арабские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону.

Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором. Значительная часть восточной пристройки мечети относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Это время правления везира Ал-Мансура, более известного под именем Альмансора (Альманзора), предания о котором стали частью арабского и европейского фольклора. Вначале Ал-Мансур был начальником гвардии халифа Хишама II, а затем стал главой государства и заточил в тюрьме законного наследника престола. Ал-Мансур вел успешные войны с испанцами, и ему удалось отвоевать у них ряд областей. В правление Ал-Мансура к зданию мечети,с восточной стороны были пристроены восемь новых нефов по всей длине восточной стороны. Для этого строительства был использован материал разрушенных испанских построек в завоеванных арабами областях. Постройки Ал-Мансура завершили многовековое строительство мечети. И хотя незначительные переделки и добавлення продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно изменить общий облик мечети. В 1236 году мавры были изгнаны из Кордовы. Огромное здание мечети было приспособлено под христианский храм. Начались постепенные перестройки, уже в XIII веке были заложены пролеты, через которые внутреннее помещение бывшей мечети соединялось с Апельсиновым двором. Как и любой католический храм, бывшая мечеть с внешней стороны стала обрастать капеллами - фамильными усыпальницами знатных испанских семей. Самые существенные изменения облика бывшей мечети произошли в XVI столетии. По проекту уже упоминавшегося архитектора Эрнана Руиса внутри мечети была сооружена христианская церковь. Ее стены оказались выше кровли мечети, хотя архитектор и стремился использовать уже имевшиеся конструкции и по возможности со-хранить облик здания. Городской совет и население Кордовы, даже христиан-ское, резко выступило против строительства церкви. После долгих протестов и споров архиепископ Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое согласие на строительство церкви внутри мечети. Однако, посетив в 1526 году Кордову и увидев результаты своего скороспелого решения, Карл V раздосадованно заметил, что ни за что бы не согласился на перестройку мечети, если бы видел ее раньше. “Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире”, - с горечью сказал император. Однако сожаление Карла V было запоздалым и уже ничего не могло изменить - внутри неповторимого, величайшего памятника мусульманской архитектуры была сооружена ничем не примечательная готическая церковь.


Фирменный сервисный центр Электролюкс производит ремонт посудомоечной машины

zzz