Памятники древней культуры

Мцхета - древняя столица Грузии, расположенная в долине Картли, в месте слияния двух главных рек...
Немецкий город Бамберг, расположенный на севере Баварии, внесен в список всемирного наследия...
Пальмира, вероятно, один из самых известных городов древней Сирии. Поселение в Пальмирском (...
Дамаск - один из древнейших городов мира. Существует легенда, что где-то в этих местах Каин убил...
В серединепрошлого века на берегу большого водохранилища, на пустынном плоскогорье началось...

Случайная картинка

Мечеть Ахмед ибн -Тулуна в Каире

Вход в систему

Латинский собор во Львове

 Львов был основан в середине XIII века князем Даниилом Галицким и назван им в честь своего старшего сына - Льва. “Знамение тезоименитного князя Льва град сей мает. Его же имя по всей Европе и российский род знает”, - так кратко и исчерпывающе излагали историю и значение города вирши из “Грамматики” XVI столетия. С 1349 года, после множества битв, осад и разорений, Львов стал владением польской короны.

С конца XIV столетия в городе началось большое каменное строительство. И, хотя в Италии в эти годы уже забрезжила заря эпохи Воз-рождения, во Львове, как и в большинстве других городов Европы, продолжал господствовать готический стиль. На рубеже XIV-XV веков во Львове в стиле готики было построено множество жилых домов, храмов и фортификационных сооружений, но в результате последующих войн, пожаров и перестроек до наших дней дошел только один готический памятник Львова - Латинский собор, кафедральный храм города. Собор был заложен в 1360 году. Его первым архитектором и строителем был Петер Штехер. Как и при возведении других монументальных сооружений средневековья, строительство храма шло медленно, с большими перерывами. Только в 1368 год были закончены фундаменты, к 1400 году - башня. В 1404 году уже другой мастер, Николай Гонзаго из Вроцлава, перекрыл сводами алтарную часть. В следующем, 1405 году, состоялось освящение храма. Но только в 1479-1481 годах архитекторы Иоахим Гром и Амброзии Рабиш, также мастера из Вроцлава, в основном завершили строительство собора. После этого в 1493 году мастер Ганс Блехер достроил хоры со сводами.

Но, несмотря на такое растянувшееся на сто с лишним лет строительство, первоначальный проект собора в итоге остался незавершенным. По плану нефы предполагалось перекрыть шестью сводами, но было возведено только три. В результате образовалась бросающаяся в глаза диспропорция между пространной алтарной частью и сравнительно короткими, одинаковыми по высоте нефами. Высота нефов собора до зенита свода составляет 18 метров. Буквально сразу после окончания строительства Латинского собора начались его перестройки и дополнения - каждое время вносило коррективы в соответствии со своими вкусами. После пожара 1527 года, когда рухну-ли своды хоров и погибла стоявшая над ними башня, храм реставрировали архитекторы, работавшие уже в стиле Ренессанса. Храм капитально реставрировался и в XVII, и в XVIII столетиях. В XVI-XVII веках Латинский собор оброс множеством часовенок-“каплиц” - костел служил местом погребения знати, и многие магнаты и богатые горожане стремились иметь родовую усыпальницу в соборе или рядом с ним. Только в 1785 году почти все эти “каплицы” и склепы были разобраны, сохранились только две - часовня Боимов и часовня Кампианов, которые ныне образуют единый ансамбль с основным зданием собора. В результате многочисленных перестроек и реставраций величественный и грандиозный Латинский собор не дошел до наших дней в первозданном виде. “Чистой” готики в нем нет, хотя все основные признаки стиля сохранились, как сохранились и конструктивные принципы, и общее эмоциональное впечатление. Наиболее “чистые” формы готики можно видеть в алтарной части храма. Ее суровые фасады укреплены мощными контрфорсами и прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Но многочисленные алтари, надгробия, скульптуры, часовни, рельефы, витражи и другие архитектурные и декоративные детали, которыми “оброс” собор внутри и снаружи на протяжении нескольких веков, превратили его в целый конгломерат форм и стилей. Высокая пятиярусная башня Латинского собора хорошо видна с разных концов Львова и служит одной из важнейших и наиболее характерных архитектурных доминант в силуэте города. Свой окончательный вид с барочным завершением она приобрела в 1767 году. Ее высота с крестом составляет 70 метров. Архитектор Петр Полейовский планировал построить две таких башни, но вторая, доведенная только до уровня крыши, так и осталась недостроенной. Интерьер собора величественен. Огромное пространство залито светом, льющимся через цветные стекла оконных витражей.

Своды собора теряются где-то в высоте, а кажущееся бесконечным пространство храма заполняют мощные звуки органа... Существующее убранство храма относится к 1760-м годам. Тогда здесь был установлен алтарь работы мастера Матвея Полейовского, а стены и своды собора были расписаны живописцем Станиславом Строинским. Огромные цветные витражи были изготовлены уже гораздо позднее, на рубеже XIX-XX веков.        В соборе сохранилось несколько резных алтарей и скульптурных надгробий XVI-XVII веков. Искусствоведы от-носят их к шедеврам пластики эпохи позднего Ренессанса. Среди скульптур собора выделяются бронзовые изображения гетмана Станислава Жолкевского и львовского коменданта Николая Гертбурта, отлитые в Нюрнберге мастером Панкратом Лябенвольфом. Дух эпохи Возрождения запечатлен и в алебастровом алтаре в часовне Замойских, с виртуозным мастерством изготовленном в 1592 году мастером Яном Бялым. К северной стене костела примыкает часовня Кампиа-нов, построенная в 1619 году на средства львовского бургомистра Мартина Кампиана. Интерьер часовни чрезвычайно богат - бургомистр не пожалел денег на устройство фамильного склепа. На его украшение пошел черный, белый, красный и розовый мрамор. Из мрамора выполнен и алтарь. В арках часовни помещены рельефы “Снятие с креста”, “Воскресение” и “Христос-огородник”, а интерьер украшают бюсты самого Мартина Кампиана, его отца Павла и горельефы с изображениями пророков, апостолов и евангелистов. В 1609-1611 годах к Латинскому собору была пристроена часовня Боимов - самый своеобразный архитектурный памятник Львова, не имеющий аналогов в европейской архитектуре. Часовню Боимов считают энциклопедией художественной культуры начала XVII столетия. Ее фасад можно рассматривать часами.

Он выглядит сплошным каменным рельефом - столько здесь резных изображений, орнаментов, архитектурных деталей, статуй. “Настоящий калейдоскоп скульптурных форм и мотивов! - пишет искусствовед Г. С. Островский. - В них нетрудно найти отголоски влияния готики, Возрождения, - пожалуй, не столько итальянского, сколько северного, нидерландского и немецкого. И, прежде всего, местных художественных традиций искусства галицких скульпторов и резчиков”. Среди этого великолепия выделяются сюжеты на темы Страстей Господних и рельеф “Юрий Змееборец” (“Георгий Победоносец”). Под крестом на куполе часовни установлена фигура сидящего печального Христа. Часовня являлась фамильной усыпальницей львовского семейства Боимов, из которого в средние века вышло множество известных ученых, врачей и путешественников. На восточной стене часовни сохранились фрески с портретами заказчика “каплицы” Георгия Боима и его жены Ядвиги, выполненные живописцем Яном Дзиани. Восхищает решение купола часовни изнутри - его уходящая ввысь перспектива создает впечатление захватывающей дух высоты, хотя на самом деле высота часовни составляет всего 18 метров. Как и фасад, интерьер часовни богато украшен декоративной скульптурой. Тщательно выполненная, изумительная по реализму пластика украшает даже совсем малозначительные детали часовни. Такое впечатление, что мастера просто не могли удержать свое “вышедшее из берегов” вдохновение. Так, замочную скважину(!) они украсили смешной фигуркой... чертика с пивной кружкой в руке! Ансамбль Латинского собора во Львове является ярким произведением польской школы готической архитектуры, и одновременно целым художественным музеем, вместившем в себя великолепные образцы пластики, скульптуры, живописи и архитектуры от эпохи Возрождения до XX века.

zzz