Памятники древней культуры

Кентерберийский архиепископ издавна является главой английской церкви, поэтому собор в Кентербери...
Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства...
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что святой Марк (Сан-Марко...
Еще относительно недавно добраться до Ферапонтова было затруднительно - в этот глухой угол...
С 1600 года столицей Бирмы стал (и продолжает остаться) Рангун. Считается, что в эпоху нового...

Случайная картинка

Большая Ступа в Санчи

Вход в систему

Мечеть Омейядов в Дамаске

Дамаск - один из древнейших городов мира. Существует легенда, что где-то в этих местах Каин убил Авеля. А сам город возник приблизительно в XI веке до нашей эры и до 732 года до н. э являлся столицей Дамасского царства. Проходили тысячелетия, менялись народы, населявшие Дамаск, и храмы одних богов сменялись храмами богов других.. Джамия аль Умейи, иначе - Большая мечеть, или мечеть Омейядов, расположена в центре старого города, на месте, где некогда стоял древнеримский храм Юпитера Дамасского (еще раньше на этом месте находился арамейский храм).

О красоте и величии этого античного храма сегодня можно судить по немногим, пощаженным временем и людьми фрагментам - например, шестиколонной Триумфальной арки высотой в шестнадцать метров Пред-полагают, что весь архитектурный ансамбль храма Юпитеpa окончательно сложился к III веку, а уже в следующем столетии, в правление императора Феодосия (379- 395), он был частично разрушен. Из обломков его южной стены византийцы построили православный собор во имя Иоанна Крестителя. В этом соборе свято хранилась христианская святыня - голова Иоанна Крестителя, Предтечи Христа, убитого по приказу царя Ирода. Византийцев сменили арабы В 705 году халиф Валид бен Абд-эль-Малик из династии Омейядов пожелал украсить свою столицу Дамаск великолепным памятником, достойным блеска правящей династии. Он должен был затмить собой все другие монументальные постройки арабского мира. Мечеть Омейядов стала оплотом и святыней ис-лама, первым культовым сооружением, отразившим в архитектурной форме религиозные представления мусульман. Новую мечеть было решено построить на месте византийского храма Иоанна Крестителя. Его разобрали, и его материалы были употреблены на строительство мечети Из всех тогдашних центров мировой культуры - Афин, Рима, Константинополя, стран арабского Востока - были приглашены лучшие художники, архитекторы, мастера каменных дел.

На строительстве мечети в течение десяти лет трудились более двенадцати тысяч рабочих. Для отделки интерьеров мечети широко применялись перламутр, жемчуг, золото. Украшенная мозаиками на золотом фоне, инкрустированной резьбой по мрамору, даже сегодня, спустя тринадцать столетий, пройдя через десятки войн, пожаров, разграблений и многие годы запустения, мечеть поражает своим величием и великолепием форм Можно представить себе, какой она была в первые годы своей Истории! В то время мозаики покрывали даже стены внутреннего двора мечети. Мощные глухие стены отделяют мечеть от шумного города. Во двор мечети ведут четверо ворот. Их порталы облицованы керамическими плитками и мозаикой эпохи мейядов. Внутренний двор мечети вымощен квадратными каменными плитами и имеет форму прямоугольника длиной 125, а шириной 50 метров. С трех сторон двор окружает сводчатая галерея, с четвертой стороны находится молельный зал. В одном из углов двора находится каменный восьмиугольный павильон с куполом, поднятый на восьми высоких колоннах с пышными капителями. Это “Куббат эль-Хазне”, сокровищница халифов. Когда-то здесь хранилась казна династии Омейядов. Все восемь граней сокровищницы покрыты растительным орнаментом. В противоположном конце двора располагается каменная беседка с солнечными часами. Ее купол тоже опирается на восемь колонн, причем ни одна из колонн не похожа на другую - вероятно, в свое время они были взяты из разных построек. Посредине двора, как это принято, находятся традиционный фонтан и бассейн для омовений. С южной стороны двора находится здание молитвенного зала. Когда-то его дворовый фасад представлял собой открытую аркаду, теперь окна и арочные пролеты закрывают деревянные стены и цветные витражи. Зал для молитв огромен. Его длина составляет 136 метров, а ширина - 37 метров.

Своды уходят ввысь. Изящные крутые арки опираются на сорок мощных коринфских колонн. На арках тоже установлены колонны, которые и несут на себе тяжесть свинцовой кровли. В центре зала четыре массивные колонны поддерживают гигантский купол. На южной стороне расположены четыре михраба - ниши в стене мечети, указывающие направление на Мекку. Из четырех михрабов Большой михраб, ближайший к амвону, выделяется своей тончайшей отделкой перламутром и цветным мрамором. Михраб - непременная деталь любой мечети, за исключением одной - мечети Харам Бейт-Уллах над камнем Каабы в Мекке. Именно к ней обращены михрабы всех мечетей мира. Крутая лестница за резными высокими дверями ведет на высокий амвон (минбар) из белого мрамора. Отсюда духовные проповеди транслируются по радио по всей стране.   В восточной части зала расположен увенчанный куполом мраморный павильон, украшенный двумя зелеными изменами ислама. Сквозь его стекла можно разглядеть большую надгробную плиту. Здесь захоронена христианская реликвия, которую чтут и мусульмане - голова Иоанна Крестителя (мусульмане называют его пророком Яхья), обнаруженная во время реставрационных работ в одном из склепов стоявшего на этом месте православного византийского храма. Так тесно на Ближнем Востоке переплетены христианство и ислам! Весь пол молельного зала застелен роскошными коврами - это пожертвования верующих храму. Лучшим украшением мечети Омейядов по праву считаются ее мозаики. По преданию, для работы над ними халиф пригласил мастеров из Константинополя. Долгое время мозаики мечети Омейядов были скрыты под слоем штукатурки и только в 1927 году стараниями реставраторов снова увидели свет. На многочисленных мозаичных панно можно видеть Дамаск эпохи Омейядов - дворцы, фруктовые деревья, цветы, прозрачная полноводная река. Зал мечети освещают тяжелые хрустальные люстры европейского типа. В XIX веке интерьер молитвенного зала несколько изменил свой вид. В частности, окна и проемы арок северной стены были украшены яркими красочными витражами. Над мечетью в горячее голубое небо устремляются три минарета. Самый древний из них расположен в центре северной стены, окружающей мечеть. Он называется Аль-Арук - минарет Невесты и построен в эпоху Омейядов. Время не сохранило полностью его первоначальный облик. Минарет неоднократно реставрировался, и его верхняя часть выполнена в современном стиле. Западный минарет, Ал-Гарбия, построен в XV веке. Его прямоугольная башня, увенчанная острым шпилем, возвышается над западным входом во двор мечети. Минарет, стоящий в юго-восточном углу, носит имя... Исуса Христа! Нонсенс? Отнюдь.

Ислам, как известно не отвергает Христа, но отвергает его Божественное происхождение и считает его пророком. Арабы называют его “Исса бен-Мариам” – “Иисус, сын Марии” Нижняя часть минарета Иисуса Христа имеет вид четырехугольной башни, а верхняя напоминает граненый карандаш Существует легенда, что именно на этот минарет спустится с небес Иисус Христос в час Второго пришествия, для последней схватки с антихристом накануне Страшного суда, а потом отсюда, с вершины минарета, будет вершить свой суд над миром. Мечеть Омейядов за небольшую плату доступна для осмотра туристам любого вероисповедания. Только женщинам выдают черные накидки, чтобы закрыть ими лицо, а при входе в мечеть, по традиции, необходимо снять обувь. Но разве можно, побывав в Дамаске, не побывать в овеянной легендами Джамие аль Умейи - мечети Омейя-дов, жемчужине Ближнего Востока?

zzz