Памятники древней культуры

Приняв христианство ранее, чем Русь, южные славяне раньше восприняли и византийскую художественную...
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что святой Марк (Сан-Марко)...
Исаакиевский собор - крупнейшее сооружение Петербурга. Его золоченый купол царит над центром город...
Байон, второй по величине храм Камбоджи, находится неподалеку от Ангкор Вата, среди руин города Ан...
Кентерберийский архиепископ издавна является главой английской церкви, поэтому собор в Кентербери...

Случайная картинка

Церковь Спаса на Нередице

Вход в систему

Миланский собор

Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых парадоксальных сооружений средневековья. Его менее всего можно назвать готическим.

Но, несмотря на это, Миланский собор - выдающийся, и пожалуй, лучший образец итальянской готики! Миланский собор часто называют “восьмым чудом света”, и для этого имеются все основания. Собор в Милане - самое большое в мире сооружение из мрамора.

Его длина составляет 158 метров, ширина - 58 метров, высота центрального нефа - 46,8 метра. Общая площадь собоpa составляет 11,3 тысячи квадратных метров. С высоты собора в хорошую погоду можно видеть вершины Альпийских гор. В плане Миланский собор повторяет готические постройки Германии. Но немецкий план сочетается в нем с ломбардским (североитальянским) фасадом, который поражает обилием мраморных украшений. Несмотря на свой готический стиль и громадные размеры, Миланский со-бор отличается от других готических соборов своей при-земленностью, которую не может скрыть множество украшающих его башен, башенок и шпилей. В римскую эпоху на месте Миланского собора находился храм, посвященный Минерве, а в первые христианские времена - церковь Санта-Мария Маджоре и церковь Санта-Текла. К XVI обе эти церкви были снесены. Наряду с Кёльнским собором и собором Святого Вита в Праге, Миланский собор - один из самых знаменитых “долгостроев” Европы. Первый камень в его основание был заложен, вероятно, в 1386 году (эта дата считается наиболее достоверной, так как точная дата неизвестна), а последний - только в 1906 году.

Впрочем, весь задуманный ансамбль реализовать все равно не удалось.  По замыслу первого строителя Миланского собора, зодчего Марко ди Кампионе, собор должен был быть пя-тинефным и иметь в плане форму латинского креста. Эта схема в дальнейшем была сохранена, однако за долгие годы строительства в облике собора нашли свое отражение все архитектурные стили и направления, бытовавшие в разные времена в Северной Италии. Впрочем, это не мешает Миланскому собору оставаться удивительно цельным произведением. На протяжении пятисот пятидесяти лет собор строили и украшали 180 архитекторов, скульпторов и художников, среди которых были крупнейшие мастера Италии, включая знаменитого зодчего Антонио Аверлино, прозванного “Филарете” – “любимец славы”. К строительству собора “приложили руку” все жители Милана. Рассказывают, что специально избранные девушки в белых одеяниях, в сопровождении флейтистов и трубачей, обходи-ли Милан и окрестные селения и собирали пожертвования на строительство храма. Большие средства на собор пожертвовало знатное миланское семейство Висконти. Городские ремесленники - булочники, сапожники, красильщики - выходили работать на строительство собора по своеобразному “графику”, в строго определенные дни. Даже коллегия миланских фармацевтов и врачей не гнушалась строить великий храм. Миланский собор в основном был возведен уже ко второй половине XV века. На протяжении XVI столетия сооружался купол, который начал возводить архитектор Джованни Антонио Амадео, умерший в 1522 году. До этого он пятьдесят лет руководил строительством Миланского собора. В 1560-х годах архитектор и скульптор Пеллег-рино Тибальди деи Пеллегрини разработал проект западного фасада собора с пятью порталами. Этот фасад был закончен только в 1801-1813 годах по проектам Карло Амати и Джузеппе Цанойя. На протяжении всего XIX века фасады собора заполнялись статуями, рельефами, декоративными деталями. Еще недостроенный, собор в конце XIX века уже подвергся ремонту - шутка ли, пятьсот лет без ремонта... В начале XX века была завершена работа над главными вратами собора и на этом строительство закончилось. Правда, собор значительно пострадал от воздушных налетов во время Второй мировой войны, и после 1945 года его реставрировали. Ныне он снова возвышается над Миланом во всей своей могучей красе. С разных точек зрения Миланский собор выглядит по-разному.

Этому во многом способствует чрезвычайная насыщенность фасадов пышным декоративным убранством в сочетании с громадными размерами храма. Миланский собор производит огромное впечатление своей несравненной резьбой по мрамору, многочисленными ажурными деталями, цветными витражами в проемах стрельчатых окон. Снаружи и внутри собор украшают более чем три с  половиной тысячи мраморных скульптур, среди которых наиболее известна “Золотая Мадонна”, увенчивающая центральный портал собора на высоте 108,5 метра. Эта статуя, изготовленная в 1770-х годах скульптором Ж. Перего, считается покровительницей Милана и символом города. Ее изображение можно встретить в Милане практически повсеместно. Среди других скульптур Миланского собора совершенно необычным выглядит статуя великого князя Киевского Владимира Мономаха. Внутри собор огромен и торжественен. Величественные своды опираются на могучие колонны, теряющиеся в таинственном полумраке, создаваемом многочисленными цветными витражами. В праздничные дни собор, заполненный народом, все равно не выглядит тесным - кажется, что он безразмерен. К Миланскому собору, наверное, более всего подходит определение “великий”. Впрочем, он велик не только размерами и обликом, но и всей своей многовековой историей, и своей ролью в жизни Милана в разные эпохи, и своим неслыханным по щедрости убранством, напоминающим целый музей мраморной скульптуры. Не зря же даже в Италии, чрезвычайно богатой памятниками культуры и искусства мирового значения, Миланский собор называют “восьмым чудом света”.

zzz