Памятники древней культуры

25 декабря 1812 года, когда последние солдаты наполеоновских войск переходили по льду Неман,...
Над огромной площадью, в центре мексиканской столицы, вздымаются в небо две монументальные башни...
За две с половиной тысячи лет своего существования Севилья побывала в руках иберов, римлян, готов...
Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве - главный...
Исаакиевский собор - крупнейшее сооружение Петербурга. Его золоченый купол царит над центром...

Случайная картинка

Храм надписей в Паленке

Вход в систему

Собор Антверпенской Богоматери

Существует легенда, что в далекие времена на том месте, где теперь стоит Антверпен, возвышался замок злобного великана Друона Антигона, который обложил всю округу непосильной данью, а недоимщикам отрубал руку.

Так продолжалось до тех пор, пока не явился доблестный воин Сальвий Брабо, который вызвал великана на бой, отрубил ему руку и бросил ее в реку Шельду. Отсюда, как рассказывают, и произошло название города “Hand verpen”– “Бросить руку”. Покровительницей города издавна считалась Дева Мария, и главная святыня города - древняя статуя Мадонны - долгие века хранилась в маленькой часовне на городской площади. В 1352 году на месте часовни антверпенцы начали строительство большого городского собора Антверпенской Богоматери - Нотр-Дам д'Анверс, которому суждено было стать самой большой готической церковью Бельгии. Собор строился на протяжении двухсот пятидесяти лет - с 1352 по 1616 год. Первым строителем храма был мастер Жан Амель из Булони. Зодчий, отдавший постройке собора более сорока лет, умер, не увидев собор возведенным даже на четверть и завещав его строительство своему сыну Петру. Один за другим сменяли друг друга мастера - Жан Так, мастер Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик.

Собор постепенно рос, впитывая в себя черты новых эпох, но только в начале XVI столетия строительство, наконец, было закончено, и его величественный силуэт с причудливой башней в стиле “пламенеющей готики” воцарился над городом. Дивный звон сорока колоколов Антверпенского собора и его высота поражали современников. Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, побывавший в Антверпене как раз в ту пору, когда строительство собора подходило к концу, записал в своем дневнике: “...церковь Богоматери в Антверпене чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно поют много служб, и они не сбивают друг друга. И там постоянно происходят роскошные празднования, и приглашают лучших музыкантов, каких только можно достать. В церкви много священных изображений и каменной резьбы, и особенно красива ее башня”. Высота северной башни Антверпенского собора - 123 метра. Южная башня так и осталась недостроенной - она вполовину меньше северной, и ее увенчивает невысокий шпиль. Высота центрального нефа составляет 40 метров, длина собора - 117 метров. “Вряд ли Антверпенский собор выдержал бы сравнениє с мужественным изяществом собора Реймского, с царственным совершенством Нотр-Дам де Пари. Но есть в нем нечто свое, некое угрюмое достоинство, словно здание гордится своей угловатой, лишенной банальности красотою, своей неповторимостью, даже своей затерянностью в чаще домов, что мешает ему открыться людям во весь свой могучий рост”, - пишет об Антверпенском соборе М.Ю. Герман.

Собор Нотр-дам-д'Анверс (по-фламандски - Онзе-ливе-Враукерк) представляет собой семинефню базилику, пересеченную трансептом. Над средокрестием возвышается причудливый купол. Собор выполнен в стиле зрелой, “пламенеющей” готики и обильно украшен каменным кружевом. Наибольшее впечатление производит грандиозная башня собора, которая в буквальном смысле слова упирается в облака. Башню завершает восьмиугольная надстройка с легким, невесомым крестом наверху. Где-то посредине башни сверкает золотой циферблат башенных часов. Главный вход в собор отмечает могучий стройный портал. Его украшает сложный, в три яруса, рельеф “Страшный суд”. Внутри собор наполнен светом и поражает своей огромностью и пустотой. Это впечатление сохраняется даже тогда, когда во время торжественных богослужений он заполняется до отказа - никакая масса людей, кажется, не в состоянии заполнить его. Интерьер Антверпенского собора строг и торжественен. Росписи купола сделаны в 1647 году мастером Корнелиусом Схютом. Архиепископская кафедра в пышном барочном стиле изготовлена скульптором Ван дер Воортом в 1713 году. Ее украшает обильная резьба: деревья, птицы, многочисленные фигуры, орнамент. В Антверпенском соборе находятся, как считается, лучшие работы Рубенса: монументальные полотна “Воздвижение”, “Посещение Марией Елизаветы”, “Принесение во храм”. Они написаны специально для Антверпенского собора. Особенным драматизмом и экспрессией выделяется полотно “Снятие с креста”, написанное Рубенсом в 1612 году после его возвращения из Италии. Собор окружают многочисленные капеллы, в которых погребены антверпенские горожане, епископы, государственные деятели. Здесь находится мраморный саркофаг епископа Амброзио Капелло, бронзовое надгробие Изабеллы Бурбонской - жены бургундского герцога Карла Смелого. Собор Нотр-Дам-д'Анверс - символ Антверпена. Его силуэт виден издалека с любой точки города и давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа.

zzz