Памятники древней культуры

Баальбекское святилище в Ливане - комплекс древних храмов, формировавшийся на протяжении двух...
Гигантский собор, возвышающийся в центре старого Милана, относится к одним из самых...
Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве - главный...
Сегодня, глядя на громадные башни Ангкора, трудно представить себе, что это грандиозное...
Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника...

Случайная картинка

Боробудур

Вход в систему

Собор Санта-Мария де ла Седе в Севилье

За две с половиной тысячи лет своего существования Севилья побывала в руках иберов, римлян, готов, арабов, и, наконец, перешла под скипетр испанских королей.

Одна эпоха сменяла другую, и вместе с каждой эпохой уходили в прошлое ее памятники, а их место занимали другие. Сегодняшний собор Санта-Мария де ла Седе в Севилье стоит на месте Большой мечети, построенной кордовским халифом Абу Якубом.

Это белоснежное грандиозное здание, необычайно роскошное, сооружавшееся почти три века - с IX по XII - еще длительное время после взятия испанцами Севильи в 1248 году оставалось нетронутым. Оно лишь обстраивалось католическими капеллами. И только в первые годы XV века мечеть была разрушена, и на ее месте начали строить христианский храм. “Этот собор будет создан столь грандиозным, что нас посчитают безумными”, - сказал при закладке храма один из членов городского совета. Сооружение, действительно, получилось огромным: сегодня Севильский собор - самый большой в Испании и третий по величине в Европе. Но и он значительно уступает по размерам Большой мечети, на месте которой построен. От постройки халифа Абу Якуба сохранились примыкающие к северной части собора Апельсиновый двор и старинный портал Пуэрта дель Пердон (“Врата прощения”), ведущий во внутренний двор. Двери портала покрыты бронзовыми пластинками с выгравированным тончайшим орнаментом и арабскими надписями.

В центре двора находится традиционный для мусульманских построек фонтан, однако построен он еще до мавританского завоевания Испанией - во времена вес тготов. Остатками мечети является и Хиральда - бывший минарет, ставший ныне частью ансамбля католического собора. Хиральда - такой же символ Севильи, как Эйфелева башня для Парижа или статуя Свободы для Нью-Йорка. Она является основной вертикалью в ансамбле города, и достигает в высоту почти 100 метров. Хиральда запечатлена на многих живописных полотнах испанских художников, о ней писали Сервантес и Федерико Гарсиа Лорка. Хиральду считали восьмым чудом света. Испанский поэт Херардо Диего называл ее “славой архитектуры, не имеющей себе подобных”. Хиральду начали строить в 1184 году, во времена правления Якуба ибн-Юсуфа по проекту архитектора Ахмеда бен Бану. Достроена она была в 1198 году. Древняя часть башни имеет высоту в 70 метров. Ее основание сложено из камней, взятых из разрушенных древнеримских построек, и на некоторых камнях до сих пор можно видеть полустертые латинские надписи. Башня довольно массивна, в плане она представляет собой четырехугольник со стороной 13,6 метра. Толщина стен у основания достигает трех метров. Однако изящный восточный орнамент, словно легкая сетка, наброшенный на поверхность стены, придает башне ощущение стройности и легкости. А на плоской крыше минарета находилась обсерватория - одна из крупнейших в то время в Европе. В мавританскую эпоху Хиральду увенчивали четыре медных позолоченных шара. В одной из старинных хроник рассказывается, что когда солнце освещало золотые шары Хиральды, их свет был виден на расстоянии дня пути от Севильи. Когда испанцы сняли шары с башни, то пришлось расширять городские ворота - огромные шары не могли пройти через них. После постройки Севильского собора мавританский минарет стал колокольней христианского храма. В 1560- 1568 годах известный испанский архитектор Эрнан Руис надстроил еще пять ярусов Хиральды. Они постепенно суживаются кверху. В нижнем, самом просторном ярусе, подвешено 25 колоколов, а последний ярус служит постаментом для бронзовой статуи Веры со знаменем в руках, выполненной в 1568 году скульптором Бартоломе Mopeлем. Эта четырехметровая статуя-флюгер - хиральдильо (от испанского hirare - вертеться, вращаться) и дала на-звание всей башне. Архитектор, разработавший план здания и начавший строительство собора, неизвестен. Собор строился с 1402 по 1506 год, и это, как обычно, привело к смешению стилей в архитектурном облике. Он был задуман как пятинефный готический храм, но в его фасадах присутствуют мотивы эпохи Возрождения. Купол собора возводил архитектор Хуан де Онтаньон. Размеры Севильского собора составляют 129x76 метров. Он со всех сторон застроен домами, и только главный фасад - западный - доступен для полного обозрения. Фасад украшают многочисленные терракотовые фигурки епископов и святых. Внутреннее пространство собора потрясает -своими раз-мерами, оно необъятно. Высота центрального нефа достигает 36 метров, а боковых - 25 метров. Интерьер собора освещают семьдесят пять окон. Цветные витражи, изготовленные в начале XVI века мастером Кристофом Алеманом, считаются одними из лучших в Европе по выразительности изображений и цветовой насыщенности. Собор в Севилье - настоящий музей испанской скульптуры и живописи. Широкий центральный неф разделяет Главная капелла, огороженная с трех сторон решеткой из кованого железа. В капелле находится самое грандиозное в Испании ретабло - заалтарный образ (близкий аналог иконостаса). Ретабло имеет пять рядов прямоугольных ниш, в которых помещены скульптурные изображения с евангельскими и библейскими сюжетами. В центральной нише находится старинная статуя Мадонны, покрытая серебряными пластинами. Автором самой старой, центральной части ретабло, является фламандский мастер Дан-карт, который создавал его в 1482-1492 годах, а завершил работу испанский скульптор Хорхе Фернандес в 1525 году. Росписи ретабло принадлежат кисти его брата - Алехо Фернандеса, известного испанского живописца эпохи Возрождения, автора одного из первых портретов Христофора Колумба.

В апсиде за Главной капеллой находится Королевская капелла. Она была сооружена в 1575 году. В капелле находятся гробницы испанских королей Альфонса X и Педро Жестокого. Здесь же хранится статуя “Королевской Мадонны” - покровительницы Севильи, перенесенной в собор из дворца короля Альфонса X. Статуя Мадонны размером в человеческий рост была вырезана в XIII веке из кедра. Первоначально волосы ее были сделаны из золотых нитей, а голову увенчивала золотая корона. Внутри статуи находился механизм, позволяющий Мадонне поворачивать голову. Впоследствие золотые волосы были заменены шелковыми, корона пропала, механизм давно неисправен, но “Королевская Мадонна” и сегодня считается покровительницей города и глубоко почитается. В Севильском соборе находится и другое глубоко почитаемое изображение Мадонны – “Мадонна де лос ремедиос”, Мадонна-исцелительница, выполненная неизвестным испанским мастером XVI века. Рядом с Королевской расположена капелла Сан-Педро (Святого Петра). Ее украшают многочисленные картины работы знаменитого испанского живописца Франческо Сурбарана (1598-1664), ученика Педро Вильянуэвы и друга Веласкеса. В свое время он был назначен городским советом на должность главного художника Севильи и мног потрудился над украшением города, включая и главньй городской собор. У южной стороны собора размещается главная ризница (Сакристия Майор), где хранятся две картины кисти Мурильо. А в одной из капелл собора, капелле Сан-Анто-нио, находится картина “Святой Антоний”, заказанная Мурильо в ту пору, когда его уже признали лучшим художником Севильи. Но главным сокровищем, хранящимся в ризнице собора, является огромная серебряная да-рохранительница, изготовленная в XVI столетии из чистого серебра мастером Хуаном де Арфе, Этот ковчег достигает трех метров в длину и обильно украшен скульптурой и орнаментом. В ризнице хранится и множество других реликвий, в том числе ключ от ворот Севильи, врученный маврами испанскому королю во время сдачи города. На ключе вырезана арабская надпись: “Да дарует Аллах вечное господство ислама в этом городе”. В сакристией Лас Калисес, соседствующей с главной ризницей, находится множество картин испанских живописцев различных времен, в том числе большое полотно “Святая Юста и святая Руфина”, принадлежащее кисти Гойи. Святые Юста и Руфина считаются покровителькицами Севильи, и их изображения можно встретить повсюду в соборе, в том числе и в ретабло Главной капеллы. Для написания этой картины Гойя специально приезжал в Севилью, и обе святые изображены им на фоне Хиральды - символа города. Рядом находится огромная, более 16 метров в высоту, картина “Святой Христофор переносит младенца Христа через реку”, написанная художником Матео Пересом де Алесио.

В Испании святой Христофор считался избавителем от насильственной смерти, и его изображение было обязательным для любой церкви. Святой Христофор из Севильского собора - самое большое в Испании изображение этого святого. Неподалеку от стены с картиной “Святой Христофор” находится гробница одного из самых известных в мире людей - Христофора Колумба, первооткрывателя Америки. Существующая гробница изготовлена скульптором Артуро Мелида в 1891 году. Следует отметить, что многие исследователи считают эту гробницу символической, и что сама могила великого мореплавателя находится в другом месте. Зато точно известно, что в Севилье ком соборе погребен сын великого мореплавателя - Эрнандо Колумб. Его могила находится в центральном нефе, между главным порталом и хорами. Эрнандо Колумб основал при Севильском соборе знаменитую Колумбийскую библио-теку, которая насчитывает сегодня около трех миллионов томов, включая редчайшие древние манускрипты, в том числе подлинные рукописи самого Христофора Колумба. С Колумбом в Севилье вообще связано очень многое - ведь после открытия Америки испанский король даровал Севилье монопольное право на торговлю с Новым Светом, и именно отсюда уходили к неведомым берегам нового континента корабли купцов и конкистадоров. А первым, что видели возвращавшиеся из далекого плавания моряки, была высоко взлетающая над городом Хиральда, увенчанная статуей Веры...

zzz