Памятники древней культуры

К северу от мексиканской столицы, у отрогов горной цепи Восточная Сьерра-Мадре, находится...
Мцхета - древняя столица Грузии, расположенная в долине Картли, в месте слияния двух главных рек...
 “Наполовину храм Божий, наполовину крепость”. Так охарактеризовал Вальтер Скотт...
Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт...
В трех километра к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру,...

Случайная картинка

Дмитриевский собор во Владимире

Вход в систему

Собор в Гранаде

Гранада - последний оплот мавров на Пиринеях. С падением Гранады 2 января 1492 года закончился период реконкисты - длительной борьбы испанцев за освобождение от арабского владычества. Памятником освобождения Гранады от мавров и общественным центром города стал собор, который строился в течение трех веков, с 1523 по 1703 год, поэтому он несет на своем облике печать различных архитектурных стилей. Собор в Гранаде задумывался его строителями как готический, с пятью нефами. Первым строителем собора был испанский архитектор Энрике да Эгас. В 1528 году его сменил Диего де Силоэ

 

Он не внес в готический своего предшественника значительных изменений, но зато ввел в его облик многочисленные элементы итальянского Возрождения. Диего де Силоэ спроектировал для собора две башни высотой 81 метр - башни должны были придать всему ансамблю, как мемориальному памятнику в честь победы над маврами, особую торжественность. Но из задуманных двух башен построена лишь одна, достигающая всего 57 метров. Окончательный вид фасады собора обрели в XVII веке, в то время, когда строительством руководил Алонсо Кано, одновременно являвшийся каноником собора. Личность незаурядная, друг Веласкеса, Кано сочетал в себе дар художника, скульптора и архитектора. Он был широко известен своим беспокойным нравом, о Кано еще при жизни рассказывали легенды. Именем Кано названа площадь, на которую выходит собор. Здесь же установлен памятник архитектору. Весь собор невозможно охватить взглядом, так как он практически со всех сторон застроен домами. Слева от главного фасада находится недостроенная башня, справа - здание сокровищницы. Главный фасад разделен на два яруса с сильно выступающим вперед карнизом. Нижний ярус украшают многочисленные медальоны с резными рельефами, а второй ярус - установленные на карнизе статуи. Круглые окна на фасаде собора тоже воспринимаются как часть декоративного обрамления. По национальной испанской традиции, поверхности стены покрыта декоративными рельефами. Над куполом собора возвышается традиционный для Испании симборио - фонарная башня над местом пересечения нефа и трансепта. Порталы собора углублены в арочные ниши. Над всеми тремя порталами также помещены рельефы: над центральным – “Коронование Марии” работы мастера Хосе Рису-энью (1717), над боковыми – “Введение Марии во храм” и “Вознесение Марии”, исполненные французскими скульпторами Мишелем и Луи Вердигье (1782). С северной стороны собора находится портал Пуэрта дель Пердон – “Врата прощения”. Этот нарядный портал, выполненный в духе эпохи Возрождения. В работе над ним принимал участие скульптор Диего де Силоэ. Над аркой дверного проема помещены две аллегорические женские фигуры, олицетворяющие собой “Правосудие” и “Веру”. Они держат большой щит с латинской надписью, посвященной изгнанию мавров из Гранады и строительству собора. Входная дверь портала покрыта растительным орнаментом в виде гирлянд цветов и листьев. Нижнюю часть двери украшают резные изображения фантастических животных. Внутренняя планировка собора и его интерьер отличаются ясностью и четкостью, гармонией пропорций, он кажется светлым и просторным. Длина помещения составляет 67 метров, высота нефов - 30 метров, а высота купола - 45 метров. В соборе господствуют два цвета - белый и золотой, они придают интерьеру торжественность и нарядность. Внутреннее пространство <рама изобилует скульптурой и декоративными деталями. Почти все скульптурное оформление собора исполнено Алонсо Кано и его учениками. Среди картин собора наиболее интересен и привлекателен цикл “Семь радостей Марии”. В этих семи художественных полотнах заметно влияние классической итальянской живописи. Центр собора занимает Главная капелла. При входе в нее, слева и справа, установлены скульптуры колено преклоненных короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Это особо почитаемые в Гранаде, да и во всей Испании пра-вители, в царствование которых была открыта Америка и пала Гранада - последний оплот мавританского владычества. Статуи выполнены Педро де Мена, учеником Кано, одним из выдающихся испанских скульпторов той эпохи. Очень поэтично изображена им королева Изабелла. В ее статуе скульптор постарался подчеркнуть не столько портретное сходство, сколько внутреннее лирическое начало. Над статуями Фердинанда и Изабеллы, в круглом обрамлении, помещены скульптурные бюсты Адама и Евы. Адам и Ева исполнены самим Алонсо Кано. Оба бюста вырезаны из дуба и раскрашены. Главная капелла представляет собой многогранник с двадцатью мощными колоннами-опорами. У подножия колонн стоят большие позолоченные статуи апостолов, выполненные скульптором де Аранда. Высоко в подкупольном пространстве Главной капеллы, там, где два яруса окон создают прекрасное освещение, помещены двенадцать больших картин работы Алонсо Кано. Со всех сторон здание собора, как гирляндой, окружено маленькими капеллами, фактически увеличивающими внутреннее пространство здания еще на два нефа. Среди многочисленных капелл наибольшей популярностью пользуется капелла Нуэстра-Сеньора-де-ла-Антигуа, расположенная в обходящей храм круговой галерее рядом с порталом Пуэрта дель Пердон. В капелле хранится деревянная статуя Мадонны, изготовленная в XV веке, которая почитается чудотворной. Старинная легенда рассказывает, что именно благодаря ее помощи и заступничеству испанцам удалось взять Гранаду. В другой капелле, капелле Иисуса Назарейского, находится большое количество картин, среди которых - полотна Эль Греко, Риберы, Алон-со Кано и других крупнейших мастеров испанской живописи эпохи ее “золотого века”. С южной стороны к собору примыкает Королевская капелла - самая древняя часть собора, построенная в 1505-1506 годах Энрике де Эгасом. Во время правления императора Карла V в Королевскую капеллу из монастыря Сан-Франсиско были перенесены останки Фердинанда и Изабеллы. По своему архитектрному стилю капелла представляет собой позднеготическую постройку. Но славу Королевской капелле принесла не архитектура, а знаменитое ретабло (заалтарный образ, традиционный для испанской архитектуры) в главном алтаре. Это - выдающееся произведение испанской средневековой пластики и один из шедевров скульптора Фелипе де Бигарни (1470-1542). Цоколь ретабло украшают рельефы, рассказывающие о взятии Гранады испанцами, изгнании мавров и последующем крещении мусульманского населения города. Центральное место среди этих изображений занимает рельеф “Сдача Гранады”, в котором на золотом фоне изображены стены и башни Альгамбры - дворца мавританских правителей. Над цоколем, слева и справа, возвышаются статуи Изабеллы и Фердинанда Католических, которые, как теперь установлено, являются работой Диего де Силоэ. Статуи короля и королевы выполнены с большой портретной точностью. Все фигуры изготовлены из раскрашенного алебастра, они отличаются реализмом и естественностью. В Королевской капелле находятся гробницы Изабеллы и Фердинанда. Их отделяет от основного пространства капеллы выполненная из кованого железа решетка, одно из прекраснейших произведений подобного рода в Испании, ее изготовил в 1517 году мастер Бартоломе де Хаен. Решетка напоминает собой архитектурное сооружение: некое подобие фризов делит ее на три яруса. В верхнем ярусе находится композиция “Распятие”, под ним тянется кружевной узор из растений и цветов, третий ярус занимают евангельские сцены, сцены страстей Христовых. Гробница Изабеллы и Фердинанда выполнена итальянским скульптором Доменико Франчелли из каррарского мрамора. Она обильно украшена скульптурой. На поверхности гробницы высечены портретные скульптуры лежащих короля и королевы.

В ногах у них - лев и львица, символические животные. Два ангела держат мраморную плиту, на ней высечена надпись, кратко рассказывающая о жизни Изабеллы и Фердинанда, об их борьбе с магометанами и еретиками. Рядом находится гробница короля Филиппа Красивого и королевы Хуаны Безумной, высеченная испанским мастером Бартоломе Ордоньесом. Она выглядит менее монументальной. На ней помещены не только статуи святых, но и аллегорические фигуры, ангелы и сфинксы, медальоны со сценами из жизни Христа. Эта работа Бартоломе Ордоньеса оказала заметное влияние на следующее поколение скульпторов, работавших над украшением Гранадского собора. В Королевской капелле находится также небольшой музей, в котором собрана коллекция нидерландской живописи XV века, являвшаяся ранее частью великолепного собрания картин королевы Изабеллы. Среди них картины Ханс? Мемлинга, Рогира ван дер Вейдена, прекрасный триптих Дирка Боутса со сценами страстей Христовых. К этой же коллекции относится одна из интереснейших картин собора – “Поклонение волхвов”, принадлежащая кисти испанского живописца Бартоломее Беремхо. Собор в Гранаде, соединивший в себе самые различные направления и стили испанской культуры, завершил последний большой этап в развитии классического испанского искусства “золотого века”.

zzz