25 декабря 1812...
Город Пергам (ныне его руины находятся на западном побережье Турции) являлся столицей небольшого э...
Одним из священных мест Японии, привлекающих колоссальное количество паломников, является древний...
Всемирно известный храмовый комплекс Боробуд - национальная гордость Индонезии, расположен в 42...

Случайная картинка

Храм Минакши в Мадурае

Вход в систему

Церковь Святого Пантелеймона в Бояне

Приняв христианство ранее, чем Русь, южные славяне раньше восприняли и византийскую художественную манеру, ранее Древней Руси создали собственную христианскую культуру, яркую и самобытную, несмотря на ее византийские корни.

А среди южнославянских государств в эпоху раннего средневековья наиболее высокого культурного уровня достигла Болгария. Средневековому болгарскому зодчеству присуща нарядная декоративность, красочность отделки.

А национальная болгарская художественная школа, лучшими своими достижениями, как и все тогдашние школы христианского Востока, обязанная Византии, тем не менее творчески перерастает рамки византийского искусства. Среди памятников болгарской живописи особого внимания заслуживают фрески церкви Святого Пантелеймона в Бонне, расположенной в пригороде Софии у подножия горы Витоша.Церковь Святого Пантелеймона в Бояне Первоначально это была небольшая часовня, построенная в XI веке. В 1259 году по распоряжению правителя Калояна с западной стороны к ней было пристроено двухэтажное здание церкви Николая и Пантелеймона, а в начале XX века с западной стороны появилась еще одна пристройка. Храм со всех сторон окружают деревья. Архитектура церкви в Бояне скромна и не поражает ни пышностью, ни величием. От благородных форм этого белокаменного, крытого черепицей храма с плоскими куполами, веет седой древностью и той изящной “стильностью”, по которой действительный шедевр древнего зодчества можно отличить от громоздких и бездушных подражаний нового времени. Храм Святого Пантелеймона Бояне получил всемирную известность благодаря своим уникальным, созданным в 1259 году фрескам, которые стали высшим достижением средневековой живописи Болгарии. В Боянской церкви сохранились росписи двух периодов - XI-XII веков и 1259 года. Первоначальная роспись была выполнена в византийском стиле с греческими надписями, в традиционной для этого периода суховатой манере. В 1259 году прямо поверх этой живописи была сделана новая, и эта новая роспись и является признанным шедевром мировой живописи. Фрески церкви Святого Пантелеймона написаны так тонко и умело, “как будто написаны пыльцой с крыльев бабочки” - так отзываются о них специалисты.397 Многочисленных исследователей неизменно удивляло и продолжает удивлять то обстоятельство, что во фресках Боянской церкви болгарские мастера еще за сто лет до Ренессанса в Европе, преодолев каноны византийской живописи, создали поразительные по своему реализму росписи, в которых острая драматическая напряженность сочетается с лирической одухотворенностью.

Церковь Святого Пантелеймона в БоянеСуровый аскетизм соседствует с проникновенными лирическими об-разами, во всем господствует состояние погружения в себя, внутреннее размышление. Краски боянских фресок богаты цветовыми оттенками, плотны и весомы. Образы Боянской церкви являются самыми ранними реалистическими портретами в монументальной живописи средневековой Европы. На фресках церкви в Бояне запечатлены в обшей сложности 89 сцен. Все персонажи поражают индивидуальностью и одухотворенностью образов. Помимо сюжетов на библейские и евангельские темы, тут изображены реальные исторические персонажи: заказчик храма правитель Калоян и его жена, царь Консантин Асен и царица Ирина, ряд портретов воинов-святых. Среди образов правителей ярко запечатлевается в памяти женская фигура с задумчивым, милым лицом, сияющим нежными теплыми тонами: это Десислава, жена Калояна, имя которой сохранилось в веках благодаря этой фреске. Образ Десиславы - один из лучших образов женщины в средневековом европейском искусстве. С таким же реализмом выполнены портреты других правителей. Задумчивый, спокойный Калоян, строитель храма, держит в руках модель Боянской церкви. В облике Ирины читается царственное величие. Умом и добротой наделены черты лица царя Константина Асена. На стенах церкви насчитывается двадцать два изображения Христа: в разном возрасте, в разных состояниях и обстоятельствах своей земной жизни. Авторы фресок с особой силой постарались подчеркнуть, что Христос, все преодолевая, несет людям любовь, милосердие и прощение.

Сцены на библейские и евангельские темы выполнены по всем канонам византийского иконописания. Но и здесь заметен отказ от условных приемов, стремление к реализму при одновременном раскрытии внутреннего мира человека. Композиции “Тайная вечеря”, “Распятие” и другие выполнены в манере острохарактерной живописи, все персонажи отличаются ярко выраженными индивидуальными чертами. Среди сотен изображений людей нет ни одного повторяющегося лица, они все разные: гневные, добрые, безразличные, жестокие, мудрые, простодушные. Цари, воины, горожане одеты в характерную для средневековой Болгарии одежду, их окружают реалистически изображенные предметы той эпохи, плоды, цветы. Росписи церкви Святого Пантелеймона в Бояне справедливо считают гордостью средневекового болгарского и мирового искусства.

zzz