Памятники древней культуры

Предание утверждает, что в начале VII века (а по мнению большинства исследователей - в VIII веке...
Верона - город Ромео и Джульетты, город, воспетый Петраркой, Шекспиром, Гете, Байроном. Это один...
В конце XII столетия в Северную Индию вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури,...
Гранада - последний оплот мавров на Пиринеях. С падением Гранады 2 января 1492 года закончился...
“Трир стоял до Рима 1300 лет, может и дальше стоять, радуясь вечному миру”, - гласит...

Случайная картинка

Храм Тодайдзи

Вход в систему

Успенский собор Киево-Печерской Лавры

 Киево-Печерская лавра, одна из величайших святынь православия, была основана в середине XI столетия. А закладка главного храма монастыря, Успенского собора - его называли Великой церковью - состоялась в 1073 году. Но строительство собора началось только спустя два года, при игумене Стефане в 1075 году, и было завершено в 1078 году.

По преданию, строительству храма предшествовало видение, которое увидел “один варяжский князь, именем Симон”, молитвами преподобного Антония Печерского спасшийся от смерти в сражении на реке Альте в 1068 году. Симон увидел “на облаке изображение будущей новой Печерской церкви, и слышал глас, повелевавший отнести к преподобному Антонию златый пояс для размера сей церкви и златый венец для украшения жертвенника”. Собор строили четыре “искусных строителя”, пришедшие в Киев из Константинополя. Средства на строительство храма пожертвовали тот самый “варяжский князь Симон”, а также великий князь Киевский Святослав Ярославич. Собор расписывали и украшали мозаиками византийские “иконные писцы”, греческие купцы привезли из Константинополя драгоценную смальту для мозаик. Украшение собора росписями и мозаиками продолжалось до 1089 года, после чего он был освящен. Современники, видевшие храм во времена его “молодости”, называли его “небесам подобным”: “Сия небеси подобная церковь преизящным благолепием внутри в снаружи украшена... Вся золотою мусию, сиречь камнями позлащенными, узорами и пестротинами различными предивно высаждена и иконами прекрасно расписана”. Глава храма была вызолочена, а на нее установлен золотой крест. Великая Церковь Киево-Печерского монастыря послужила образцом для ряда других построек - в Ростове, Суздале и других городах. Но увы, судьба этого замечательного архитектурного сооружения оказалась чрезвычайно трагичной...

Собор был поставлен на высоком холме над Днепром. Это был наиболее законченный образец древнерусского трехнефного крестов окупольного храма. Как в большинстве построек той поры, здесь применялась техника смешанной кладки, чередующимися полосами больше мерного плоского кирпича и камней, скрепленных широки ми полосами розового известкового раствора. Высота храма составляла 46,8 метра, длина - 44,7 метра, ширина с притворами - 43,6 метра. От храмовых построек эпохи Ярослава Мудрого Успенский собор отличался своим одноглавием и лаконичным, устремленным вверх силуэтом. В украшении собор фресками и мозаиками приняли участие греческие и русские мастера, в том числе - легендарный русский иконе писец Алимпий и монах Киево- Печерского Григорий. В 1230 году Успенский собор пострадал от сильного землетрясения, случившегося в Киеве: “Великая церковь расступися на полы и падеся верх”. Были разрушены купол храма, южная стена и апсиды. Восстановительные работы были закончены перед самым татарским нашествием, во время которого храм снова сильно пострадал. Киевский Синопсис так описывал трагические события 1240 года: “Нечестивые варвары таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушиви, в Святую Обитель внидоша, людей всякого чина посекоша, иных плениша, и самою небеси подобную Церковь Пресвятой Богородицы Печерскую оскверниша, от всего украшения обнажиша и крест с головы церковныя златокованый сняша”. По повелению Батыя Успенский собор был разрушен “по окна”, была разрушена и более не восстанавливалась лестничная башня, сильно пострадал интерьер собора: были практически полностью уничтожены его внутреннее убранство, росписи и драгоценные мозаики. После татарского погрома Киево-Печерский монастырь восстанавливался долго и трудно, а Великая церковь “233 года оставалась только в щебне”. Полностью Успенский храм был восстановлен и заново освящен в 1470 году.

При литовском наместнике Киева князе Семене Олелько-виче. В память об этом событии в стену центральной апсиды храма был вмурован терракотовый рельеф-триптих, левая и правая части которого изображают основателей монастыря Антония и Феодосия Печерских, а центральная - образ Богоматери, повторяющий ее мозаичный образ, украшавший до татарского нашествия интерьер храма. Сейчас этот триптих вмурован в стену Большой лавр-ской колокольни. Спустя год после освящения восстановленного храма князь Семен Олелькович скончался и был погребен в Успенском соборе. А в 1482 году Киев был разграблен татарами, Киево-Печерский монастырь сожжен, а Великая церковь снова сильно пострадала. Почти сто лет собор простоял "в запустении", и только в конце XVI века начал “возобновляться”. В позднейшие времена Успенский собор неоднократно перестраивался. Сохранились гравюры 1661 и 1693 годов, свидетельствующие о значительных изменениях во внешнем виде храма. Немало бед наделал в храме громадный пожар 1718 года, после чего в 1723-1729 годах под руководством архитектора И. Каландина были проведены большие реставрационные работы. Тогда собор приобрел черты украинского барокко, а его стены, апсиды, фронтоны главы куполов, окна и порталы были обильно украшены лепным орнаментом. Теперь было семь куполов, а не один, как прежде, из которых центральный был вызолочен “че-рез огонь”, а главы остальных шести покрыты листовым червонным золотом.

Барабан главного купола был расписан изображениями ветхозаветных царей и пророков. Наружная живопись собора последний раз обновлялась в 1824 году. С годами менялось и внутреннее убранство собора. В 1579 году на средства князя Константина Острожского был сделан новый пятиярусный иконостас. Этот иконостас погиб в пламени пожара 1718 года, случившегося в храме, а новый, выполненный в стиле барокко, был сооружен на пожертвования гетмана Ивана Скоропадського в 1723-1729 годах черниговским мастером-резчиком Г. Петровым и иконописцами А. Глинским и С. Лубенс-ким. Новый огромный многоярусный иконостас, произведший неизгладимое впечатление на современников, стал впоследствии образцом для подражания, и его мотивы широко использовались резчиками иконостасов множества украинских церквей, построенный в XVIII веке. В то же время восемью мастерами Лаврской иконописной мастерской под “надзиранием” иеромонаха Захарии Голубовского были восстановлены стенные росписи собора. А на рубеже XIX-XX веков собор был расписан заново группой иконописцев под руководством художника В.П. Верещагина. На протяжении столетий Успенский собор Киево-Печерской лавры служил усыпальницей многих знатных фамилий. В крипте собора были похоронены известный по летописям киевский воевода XI столетия Ян Вышата и сестра Владимира Мономаха, легендарная Евпраксия - былинная “Апракса-королевишна”, жена германского императора Генриха IV. Здесь находились гробницы князей Скиргайло, Острожских, Олельковичей, Вишневецких, Тышкевичей, украинских церковных деятелей и просветителей Е. Плетенецкого, 3. Копыстенского, митрополита Петра Могилы, ректора Киево-Могилянской академии И. Гизеля. У восточной стены собора в 1632 году был погребен П. Берында - выдающийся ученый, поэт, составивший “Лексикон славеноросский и имен толкование”. Здесь же, в Успенском соборе, был похоронен великий русский полководец фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский. На его могиле было установлено надгробие работы скульптора И.П. Мартоса. У стен собора погребен выдающийся русский политический деятель П.А. Столыпин. Успенский собор имел девять престолов. В алтаре Сте-фановского придела бережно хранилась древняя икона Богоматери византийского письма, перед которой в последний час своей жизни молился 19 сентября 1147 года 411 князь Игорь Ольгович, убитый восставшими киевлянами. В Трехсвятительском приделе находилась настоятельская ризница, а рядом, в особой “палате”, размешалась библиотека Киево-Печерской лавры. Многострадальный Успенский собор Киево-Печерской лавры был взорван фашистами в ноябре 1941 года. До наших дней сохранились только фрагменты собора. Давно разработан проект его восстановления. Но покапосетителей Лавры встречают только руины...

zzz