Памятники древней культуры

В восемьсот семьдесят шестом году султан Ахмед ибн-Тулун, первый правитель Египта, независимый от...
Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника...
Что такое Пизанская башня? Обычно это всемирно известное здание принято рассматривать как некое...
За две с половиной тысячи лет своего существования Севилья побывала в руках иберов, римлян, готов...
Всемирно известный храмовый комплекс Боробуд - национальная гордость Индонезии, расположен в 42...

Случайная картинка

Собор   Сан-Марко в  Венеции

Вход в систему

Успенский собор во Владимире

В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого Владимиром Мономахом И в этом же году на высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить главный храм своего княжества, ставший главным храмом Северо-Восточной, "Залесской", Руси - Успенский собор Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля.

Заняв наиболее выгодную точку городского рельефа, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.    Андрей Боголюбский задумывал свой храм не только как главный собор владимирской епископии, но и как оплот новой, независимой от Киева митрополии - ведь стольный Владимир-град вступал с Киевом не только в политическое, но и в церковное соперничество. Для выполнения такой задачи местных мастеров было недостаточно, и тогда, по словам летописца, во Владимир “Бог привел мастеров из всех земель”. В их числе были мастера из Киева, днепровских городов, Галича, Греции и Германии - присланные самим императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой: тем самым притязания князя Андрея на самостоятельность как бы получали внешнеполитическую поддержку. Белокаменные храмы Владимира, построенные при Андрее Боголюбском и его преемнике, Всеволоде Большое Гнездо, принадлежат к памятникам архитектуры мирового значения. По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской - храм новой столицы, по замыслу Андрея Боголюбского, естественно, не мог уступать киевской святыне. На постройку храма князь выделил десятую долю своих доходов. Храм был сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта “червонным золотом”, за что собор получил наименование “Златоверхого”. Архитектура владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-Восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства.

От стен Успенского собора берет свое начало и знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов. Именно на фасадах Успенского собора впервые появились резные белокаменные маски и композиции – “Три отрока в пеши огненной”, “Сорок мучеников севастийских”, “Вознесение Александра Македонского на небо” - последний сюжет был в средние века широко распространен в Европе и на Востоке... Но эпоха расцвета белокаменной резьбы была еще впереди. Когда с Успенского собора сняли строительные леса,  народ ахнул: такой церкви на Руси еще не видали! “Князь Андрей, - пишет летописец, - украсил ее различными изделиями из золота и серебра, он устроил трое позлащенных дверей, украсил храм драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями; он осветил церковь многими серебряными и золотыми паникадилами, а амвон устроил из золота и серебра. Богослужебные золотые сосуды, рипиды и прочая утварь, украшенные драгоценными камнями и жемчугом, были многочисленны. Три больших Иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней. Так что церковь Богородицы была так же удивительно красива, как храм Соломона...” (Н. Воронин. “Владимир. Боголюбове. Суздаль. Юрьев-Польской”. М., 1965). Летописец рассказывает, как во время престольного праздника Успения Богоматери в соборе открывались “златые врата” соборных порталов и в храм устремлялся поток богомольцев. Под их ногами расстилался сверкающий ковер из цветных майоликовых плиток и медных позолоченных плит. Пламя свечей отражалось на драгоценной утвари. А на хорах, над головами празднично одетой толпы, стоял князь и его приближенные... “Молодость” собора была тревожной. Раз за разом на него обрушивались жестокие бедствия. Законченный в 1160 году, Успенский собор жестоко пострадал от пожара в 1185 году. Выгорели все деревянные конструкции, а белый известняк стен обгорел до такой степени, что зод-чие, восстанавливавшие собор, были вынуждены возвести вокруг него новые стены и связать их арками со стенами старого собора, который, таким образом, оказался как бы “в футляре”. Восстанавливая собор, владимирские мастера расширили его и увеличили алтарную часть. Новая беда пришла в 1238 году. Взявшие город штурмом татары приступили к стенам Успенского собора, где Укрывались множество владимирцев, княжеская семья и епископ Митрофан. Татары обложили собор снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Множество людей, искавших спасения в соборе, задохнулось от дыма. Выбив двери храма, татары устроили в нем резню. Все реликвии были расхищены, но храм, обгоревший и разграбленный, устоял. В конце XIII столетия собор слегка подправили, покрыли кровлю оловом и пристроили к юго-западному углу не существующий ныне придел Святого Пантелеймона Но в 1410 году ворвавшаяся во Владимир орда татарского царевича Талыча опять разграбила собор, содрав с него даже золоченое покрытие куполов. Правда, главные святыни храма были спасены: есть легенда, что драгоценная утварь была укрыта в каком-то тайнике внутри собора и до сих пор остается там, ненайденная. Татары безупешно пытали о местонахождении сокровищ священника Патрикия, но ничего от него не добились.

В 1536 год собор снова горел... К XVIII веку обветшавший в результате многократных разорений собор был весь покрыт трещинами “от подошвы до своду”, грозя вот-вот развалиться. Были предприняты срочные меры к его спасению. Храм починили, хотя и внесли много искажений в его первоначальный облик. Только научная реставрация, проведенная в 1888-1891 годах вернула собору его первоначальный вид. Во владимирском Успенском соборе были погребены князь Андрей Боголюбский, его сыновья Глеб и Изяслав, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо, князь Юрий Всеволодович, убитый татарами в битве на реке Сить, другие владимирские князья XII-XIII веков, владимирские епископы и митрополиты, среди них - митрополит Максим, перенесший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. В соборе хранились великокняжеские одежды XII-XIII веков, шлем и стрелы князя Изяслава Андреевича - доблестного сподвижника своего отца, Андрея Боголюбского, в походах против волжских болгар-До 1395 года в Успенском соборе находилась одна из величайших русских святынь - икона Владимирской Богоматери, впоследствии перенесенная в Москву. По преданию, ее написал сам евангелист Лука. Произведение гениального византийского художника XI века, эта икона была привезена князем Андреем Боголюбским из Вышгорода и помещена в храм в качестве главной святыни Владимира и Владимирской земли. Из первоначального убранства собора сохранилось очень немногое. Роспись храма погибла в пожаре 1185 года и от нее уцелел лишь небольшой фрагмент: два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент, фигуры пророков со свитками в руках. От послепожарной росписи 1189 года до наших дней также дошло только несколько фрагментов. А роспись, сделанная в 1237 году, накануне татарского нашествия, частью погибла, частью сильно пострадала во время пожара, сопровождавшего татарский погром... Только в 1408 году восстанавливать живопись Успенского собора приехала группа мастеров из Москвы. Это были легендарные Андрей Рублев и Даниил Черный сотоварищи. Придерживаясь старой системы размещения сюжетов, они расписали собор фактически заново. Дошедшие до наших дней со значительными утратами фрески Андрея Рублева и Даниила Черного являются сегодня драгоценной достопримечательностью владимирского Успенского собора. Рублев и Черный написали и иконы для нового иконостаса. В 1773-1774 годах этот иконостас был разобран, а вместо него установлен новый, который можно видеть в соборе сегодня. А иконы рублевского письма были вывезены в церковь села Васильевское, откуда в 1922 году попали в Третьяковскую галерею и в Русский музей. Созданный талантом безвестных мастеров XII столетия, осененный гением Андрея Рублева, прошедший через пожары и разорения, владимирский Успенский собор и сегодня устремляется к небу с высокого берега Клязьмы - светильник духа, с любовью возженный некогда Руками наших предков. И далеко из-за Клязьмы видно золотое пламя его куполов...

zzz