Флоренция - центр итальянской области Тоскана. В этом прославленном своими традициями...
В конце четырнадцатого века Самарканд стал столицей огромной империи великого завоевателя Тимура...
Мекка - духовный центр ислама. Здесь на территории мечети Харам Бейт-Уллах, находится всемирно...
Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался на Руси как покровитель русских...
Гранада - последний оплот мавров на Пиринеях. С падением Гранады 2 января 1492 года закончился...

Случайная картинка

Собор   Сан-Марко в  Венеции

Вход в систему

Золотая мечеть в Багдаде

1 июня 637 года на равнине вблизи Ал-Хиры, на юге современного Ирака, произошла историческая битва между войсками Сасанидской империи и шеститысячным войском арабов-мусульман во главе с Саадом ибн Абу-Вакха-сои, сподвижником пророка Мухаммеда. Рустам, предводитель армии Сасанидов, был убит, а его огромная армия бежала с поля сражения.

Судьба империи Сасанидов была решена, и Ирак, огромная страна на берегах Тигра и Евфрата, в одночасье стала владением арабского халифата. Столица халифата до 750 года находилась в Дамаске, а арабские наместники Ирака избирали в качестве резиденции Басру, Куфу или Васит. И только халиф Абу-Джафар Ал-Мансур, основатель могущественного государства Аб-басидов, избрал своей столицей Багдад - маленькое селение, до того известное только своими конскими ярмарками. Этому селению суждено было превратиться в центр арабского мира, войти в легенды и предания и стать символом Востока, далекой романтической сказкой из “Тысячи и одной ночи”. Рассказывают, что халиф Ал-Мансур приказал сначала наметить план города на земле линиями, выложенными из пропитанных нефтью семян хлопка и поджечь их. В результате получился четкий чертеж из пепла. Обойдя стены, ворота и улицы своей будущей столицы, и убедившись, что проект отвечает его желаниям, халиф собственноручно заложил первый камень нового города. Строительство столицы заняло четыре года и обошлось халифу в 9 миллионов золотых динаров (один динар весил 4,265 грамма золота). Ал-Мансур назвал свой город Мади-нат ас-Салям – “Город мира”. Но это пышное название не прижилось. В народе продолжали именовать город Багдадом, как называлось прежде малоприметное селение на берегу реки Тигр. Столица халифов стремительно росла, быстро став важнейшим международным политическим, торговым и культурным центром. Из всех тогдашних городов мира только Константинополь мог соперничать с ним в великолепии.

Сменявшие друг друга халифы на протяжении двухсот лет украшали город постройками, изумлявшими мир. И последующие войны и междоусобия долго не могли остановить однажды начатое поступательное движение арабской столицы. Одним из самых выдающихся архитектурных сооружений Багдада стала золотая мечеть Ал-Казымейн. Первоначально на ее месте находилась гробница, возведенная над могилами имама Мусы и его внука имама Казыма ал-Джавада. Этот мавзолей сильно пострадал в 1258 году при взятии Багдада войсками монголов под предводительством внука Чингисхана Хулагу. В 1367 году, во времена правления султана Увейса, здание восстановили, на могилы имама и его сына положили мраморные плиты, стены украсили изразцами с текстами из Корана, возвели над гробницы два купола и построили минарет. Сефевидский шах Ирана Исмаил, захвативший Багдад спустя сто лет, приказал снести старую гробницу и возвести новую. Эти работы были закончены в 1519 году. Над могилами имамов были установлены резные деревянные надгробия, изготовленные из драгоценных пород дерева со вставками из кости и бронзы. Тогда же и была построена дошедшая до наших дней мечеть центрально-купольного плана с двумя куполами и четырьмя минаретами. А в 1813 году оба купола и минареты позолотили, после чего мечеть Ал-Казымейн получила название “Золотой”. А разросшееся вокруг мечети селение, пригород Багдада, стал именоваться Ал-Казымия. Ныне Ал-Казымия совершенно слилась с Багдадом.

Здание Золотой мечети чрезвычайно богато декорировано. Два купола, четыре небольших минарета рядом с ними и четыре высоких минарета по углам ансамбля горят густой позолотой. Стены мечети, прорезанные двумя рядами сквозных стрельчатых ниш, с трех сторон закрыты высокими порталами, опирающимися на деревянные резные колонны. Центральная часть каждого портала имеет вид прямоугольного айвана, возвышающегося над порталом и расположенного напротив входа в само здание. Входы представляют собой сквозные айваны во всю высоту здания, их стены выложены изразцами, а верхняя часть богато отделана золотом и зеркальными сталактитами. Стены мечети облицованы цветными изразцами со стихами из Корана и мемориальными надписями. Каллиграфические надписи, сделанные арабской вязью, выложены на фоне тонкого растительного орнамента.

Во время реконструкции 1813 года потолок гробницы имамов был покрыт золотом, эмалью, цветным стеклом и кусочками зеркал. Стены от пола до потолка выложили цветными изразцами, а деревянные двери заменили серебряными. В конце XIX века была заново отстроена стена вокруг мечети, а на южной и восточной ее сторонах сооружены башни с часами. В 1906 году над могилами имамов был воздвигнут массивный серебряный саркофаг. Видеть великолепное внутреннее убранство храма не мусульмане не могут - им строго-настрого запрещен вход в Золотую мечеть. Поэтому любоваться ее красотой им можно только снаружи. Сверкающее под ослепительным южным солнцем золото, яркие краски изразцов - все это производит впечатление сказки. Восточной сказки из “Тысячи и одной ночи”...

zzz